К. Луговой. МАКЕЕВКА КАК РАБОЧЕЕ ГЕТТО

 

Макеевка – довольно большой город, имеющий протяжённую непосредственную границу с Донецком. Площадь 425,7 км2, население 429,4 тыс. [1]. Из наиболее крупных промышленных предприятий здесь имеются 2 коксохимических завода, металлургический завод, угольные шахты [2]. Понятно, исходя из этого, что экологическая ситуация в городе в наше время представляет собой катастрофу. О Макеевском металлургическом комбинате (теперь – заводе) им. С.М. Кирова мне уже приходилось писать ранее [3],[4]. В итоге завод запустили вновь, но он постоянно находится под угрозой остановки.

Но, несмотря на кажущееся обилие предприятий в самой Макеевке, львиная доля жителей этого города работает в Донецке. Ведь практически все трудовые коллективы Макеевских предприятий постигла участь чудовищных сокращений, многие уже перестали существовать. Городская инфраструктура стремительно рушится, причём городские власти настойчиво разводят руками и как будто пеняют на какую-то неведомую злую силу.

В Донецке, как и в других административных центрах, работу найти легче, чем в глубинке. Донецкие жители настолько привыкли к огромному количеству работников из Макеевки, что практически стали считать Макеевку районом Донецка. В принципе, на то есть определённые основания. Ведь масса людей из области, найдя в Донецке работу, не может позволить себе купить квартиру в Донецке, т. к. цены на Донецкую недвижимость стремительно приближаются к Киевским. Поэтому люди покупали более дешёвые квартиры в Макеевке. Вначале это было просто отдушиной, т. к. Макеевка сама по себе – город малопривлекательный, и жильё в ней было относительно дешёвое. Но вскоре «деловые круги» на рынке недвижимости очнулись и осознали, что они теряют крупные барыши. Сейчас цены на квартиры в Макеевке, конечно, ниже Донецких, но эта разница не так существенна как раньше, т. е. жильё стало практически недоступным уже и здесь.

Нужно сказать, что для Червоногвардейского района Макеевки, непосредственно граничащего с Донецком, созданы даже особые условия. Сюда ходит Донецкий городской троллейбус (маршрут №7), а также маршрутное такси, которое также считается не пригородным, а Донецким городским (соответственно, стоимость проезда ниже, чем в пригородных). Казалось бы, ну какая разница, что эти рабочие живут в Макеевке, если там всё как в Донецке, даже транспорт свой возит?

А вот разница, как раз, существенная. Ведь жизнь в Донецке коренным образом отличается от жизни в Макеевке. Возьмём несколько конкретных примеров.

Если в Донецке круглосуточное холодное и горячее водоснабжение, то в Макеевке горячее водоснабжение отсутствует полностью, а холодное осуществляется по графику – только утром и вечером.

Если в Донецке проблема муниципального транспорта хоть как-то решается (функционируют трамваи, троллейбусы, закуплены и выходят на линию муниципальные автобусы большой вместимости, стоимость проезда в которых ниже, чем в частных, хоть какими-то темпами строится метро), то в Макеевке горэлектротранспорт успешно приказывает долго жить, на радость частным автотранспортным предприятиям и их хозяевам из горисполкома. В городе осталось лишь 2 маршрута троллейбуса, да и тех не дождёшься, а трамвайные рельсы уже разбирают.

Если в Донецке работают театры, кинотеатры, областная филармония, цирк, то в Макеевке учреждения культуры практически перестали существовать.

Как видим, Макеевке отведена роль рабочей резервации. Она нужна Донецкой буржуазии для того, чтобы дешёвая рабочая сила из неё приезжала на работу, отрабатывала свою смену и убиралась восвояси, не «оскверняя» респектабельный Донецк своим присутствием на улицах.

Естественно, в Донецке есть и свои рабочие, причём их немало. И работают они за ту же зарплату, что и Макеевские. Но при одинаковой заработной плате жизненные условия у одних и у других оказываются различными, и это позволяет несознательным рабочим из Донецка смотреть на своих Макеевских товарищей как бы «свысока». Существующее положение вещей позволяет зарождаться в сознании одних и других некоего разделяющего элемента, как будто они не принадлежат к одному классу. Между тем, экономическая основа функционирования рабочих одна и та же – наёмный рабочий создаёт за смену определённую стоимость, из которой хозяин предприятия – капиталист – часть отдаёт ему в качестве заработной платы, а часть просто присваивает себе и реализует на рынке, получая прибыль в свой, а не рабочего, карман. А «подкармливание», т. е. создание более благоприятных условий для одних рабочих необходимо лишь для того, чтобы рабочие не объединились для социалистической революции, которая бы уничтожила частную собственность капиталистов на средства производства, и тем самым, уничтожила бы эксплуатацию труда рабочих.

В этом состоит уловка капиталистов. Но рабочий класс не будет постоянно попадаться на эти уловки. Пора осознать, что для уничтожения эксплуатации наёмного труда необходимо уничтожить капиталистическую частную собственность посредством социалистической революции, для чего необходимо объединение рабочих и их скоординированные действия. Пора перестать искать врагов там, где нам навязывают их искать, а повнимательнее присмотреться к самим «советчикам».

Таких рабочих гетто, как Макеевка, по Украине, да и во всём мире очень много. Наша же задача, задача рабочего класса, состоит в том, чтобы уничтожить власть класса капиталистов. Тогда не будет места и таким гетто.

 

19.07.2006

 



[1] http://makeyevka.dn.ua/ua/our_city/about_city/ ;

[2] http://makeyevka.dn.ua/ua/economics/ ;

[3] http://lugovoy-k.narod.ru/comp/2002/05.html ;

[4] http://lugovoy-k.narod.ru/comp/2002/19.html

Hosted by uCoz