<<< Предыдущий материал > В содержание 12 тома < Следующий материал >>>

 

 

 

 

К. МАРКС

ПОЛОЖЕНИЕ ФАБРИЧНЫХ РАБОЧИХ

 

 

Лондон, 7 апреля 1857 г.

 

Недавно изданные отчеты фабричных инспекторов за полугодие, истекшее 31 октября 1856 г. [175], составляют ценный материал для изучения социальной анатомии Соединенного королевства. Они в немалой степени помогут объяснить реакционную позицию, занятую фабрикантами на нынешних всеобщих выборах.

Во время сессии 1856 г. через парламент контрабандой протащили фабричный акт, при помощи которого «радикальные» фабриканты, во-первых, изменили уже существующий закон в части, касающейся ограждения механических приводов и машин, и, во-вторых, ввели принцип арбитража при спорах между хозяевами и рабочими. Целью одного закона была якобы более действенная охрана жизни и безопасности фабричных рабочих; целью другого — подчинение этой охраны дешевым судам справедливости [176]. На деле же этот последний закон должен был поставить фабричного рабочего вне закона, а первый — лишить его безопасности. Цитирую следующие слова из сводного отчета инспекторов:

«Согласно новому законодательному акту, лица, находящиеся в силу своих обычных занятий вблизи от механических приводов и, следовательно, хорошо знакомые как с опасностями, которые сопряжены с работой на приводах, так и с необходимостью принимать меры предосторожности, пользуются покровительством закона; но этого покровительства лишены те лица, которые могут оказаться вынужденными прервать свое обычное занятие ради исполнения специальных поручений и подвергнуть себя опасности, которой они не сознают и от которой в силу своего неведения они не могут себя предохранить, то есть как раз те лица, которые, казалось бы, нуждаются в специальной охране со стороны законодательства».

Статья об арбитраже, в свою очередь, предписывает, чтобы арбитры выбирались из лиц, «сведущих в конструкции того рода машин», которыми причинено физическое увечье. Одним словом, монополией арбитража наделяются инженеры и конструкторы машин.

«Нам кажется», — говорят инспектора, — «что инженеров и конструкторов машин следует рассматривать как лиц, неправомочных выполнять функции фабричных арбитров по причине их деловых связей с владельцами фабрик, так как они являются их клиентами».

Нет ничего удивительного в том, что при таких условиях число несчастных случаев, причиненных машинами, как-то: смерть, потеря кистей рук или целой руки, целой ноги или ступни, перелом конечностей, черепа и лицевых костей, ранения, ушибы и т. д. за полугодие, истекшее 31 октября 1856 г., составляет ужасающую цифру — 1919. В промышленном бюллетене за полгода зарегистрировано двадцать смертных случаев из-за машин — приблизительно в десять раз больше, чем потерял британский флот во время «славного» кантонского побоища [177]. Поскольку, таким образом, фабриканты вовсе не стремятся охранять жизнь и безопасность своих рабочих, но ищут лишь способа избавиться от необходимости платить за руки и ноги, которые те потеряли у них на работе, а также сбросить со своих собственных плеч издержки по износу своих живых машин, то не приходится удивляться тому, что, согласно официальным отчетам, «возрастает количество случаев удлинения рабочего дня в нарушение фабричного акта». Согласно определению этого акта, удлинение рабочего дня означает принуждение подростков работать большее число часов в день, чем дозволено законом. Это делается различными способами: либо начинают работу раньше 6 часов утра, либо не прекращают ее в 6 часов вечера, либо сокращают рабочим перерывы для еды, установленные законом. В течение дня паровая машина пускается в ход трижды, а именно, когда работа начинается утром и когда она возобновляется после перерывов на завтрак и обед; она также трижды останавливается, а именно, в начале каждого перерыва для еды и при прекращении работы вечером. Таким образом, имеется шестикратная возможность украсть по 5 минут, что в сумме составляет полчаса в день. Работа, удлиненная на 5 минут в день, помноженная на недели, дает два с половиной рабочих дня в год; но мошенническое удлинение рабочего дня далеко выходит за эти рамки. Цитирую слова г-на Леонарда Хорнера, фабричного инспектора в Ланкашире:

«Прибыль, которую можно получить посредством такого незаконного удлинения рабочего дня, составляет для фабрикантов, по-видимому, слишком большой соблазн, чтобы не поддаться ему. Они рассчитывают не попасться; а когда они видят, как ничтожны были для тех, кто попался, штраф и судебные издержки, которые пришлось уплатить, то они находят, что и в случае, если они будут изобличены, они останутся еще в значительном выигрыше».

Помимо ничтожного размера штрафов, предусмотренных фабричным актом, владельцы фабрик всячески позаботились о том, чтобы формулировка акта давала наибольшую возможность обходить его постановления, и, как единодушно заявляют инспектора, «почти непреодолимые трудности мешают им по-настоящему положить конец незаконному удлинению рабочего дня». Они также единодушно клеймят крупных владельцев за то, что те сознательно обманывают, прибегают к подлым уловкам, дабы избежать разоблачения, пускаются на низкие интриги против инспекторов и помощников инспекторов, которым поручена защита фабричных рабов. Когда владельцам фабрик предъявляется обвинение в незаконном удлинении рабочего дня, инспектора, помощники инспекторов или их констебли должны быть готовы присягнуть, что рабочих заставляли работать в недозволенные законом часы. Предположим теперь, что инспектора приходят на фабрику после 6 часов вечера. Фабричные машины мгновенно останавливаются, и хотя рабочие только потому и могли оказаться в здании, что они обслуживали эти машины, обвинение все же не может быть доказано вследствие самой формулировки акта. Затем рабочих с большой поспешностью выпроваживают с фабрики, и зачастую несколько дверей облегчают их быстрое исчезновение. Были случаи, когда гасили газ, как только помощники инспекторов входили в помещение, так что они внезапно оказывались в темноте среди сложной системы машин. В местах, стяжавших дурную славу практикой незаконного удлинения рабочего дня, существует специальная система сигнализации на фабрику о появлении инспектора при помощи нанятых для этой цели служащих на железнодорожных станциях и прислуги в гостиницах.

Разве эти вампиры, тучнеющие от крови, которую они высасывают из молодого поколения рабочих своей собственной страны, не являются достойными коллегами британских контрабандистов-торговцев опиумом и естественной опорой «истинно британских министров»?

Отчеты фабричных инспекторов неоспоримо доказывают, что гнусности в британской фабричной системе растут по мере роста самой системы; что законы, изданные с целью обуздания жестокой алчности фабрикантов, являются не чем иным, как обманом и фикцией, ибо они сформулированы так, чтобы свести на нет их же собственное назначение и обезоружить людей, которым поручено их выполнение; что антагонизм между фабрикантами и рабочими быстро приближается к тому пределу, когда начинается подлинная социальная война; что число детей моложе 13 лет, поглощаемых этой системой, увеличивается в ряде отраслей, а число женщин растет во всех; что, хотя в настоящее время число рабочих по отношению к количеству лошадиных сил такое же, как и в предшествующие периоды, число рабочих по отношению к количеству машин меньше; что, благодаря более экономичному использованию энергии, паровая машина способна двигать большую массу механизмов, нежели десять лет тому назад; что теперь, благодаря увеличению скорости движения машин и благодаря другим методам, выполняется большее количество работы; и что фабриканты быстро набивают себе карманы.

Интересные статистические данные, приводимые в отчетах, вполне заслуживают дальнейшего рассмотрения. Но и сказанного уже довольно, чтобы сразу понять, что промышленным рабовладельцам Ланкашира нужна внешняя политика, которая могла бы отвлечь внимание от внутренних вопросов.

 

 

 

Написано К. Марксом 7 апреля 1857 г.

Напечатано в газете «New-York Daily Tribune»
№ 4994, 22 апреля 1857 г.

Печатается по тексту газеты

Перевод с английского

 


 

 

 

К. МАРКС

АНГЛИЙСКАЯ ФАБРИЧНАЯ СИСТЕМА

 

 

Лондон, 10 апреля 1857 г.

 

Отчеты фабричных инспекторов Соединенного королевства за 1856 г. содержат подробные данные фабричной статистики, как например, число фабрик, количество применяемых лошадиных сил, количество машин и число лиц, занятых в производстве. Подобные же отчеты составлялись по предписанию палаты общин в 1835, 1838 и 1850 гг., причем сведения брались из анкет, заполненных владельцами фабрик. Таким образом, имеется обильный материал для сравнения различных периодов в развитии фабричной системы, которая охватывает, в соответствии с законодательством, только те предприятия текстильной промышленности, где применяются пар или водяная энергия.

Быстрое расширение этой системы, бесспорно, является наиболее характерной чертой социальной истории Соединенного королевства за последние шесть лет.

Нижеследующие цифры показывают число фабрик в годы, соответствующие последним трем отчетам:

 
 
 
1838 г.
1850 г.
1856 г.
Хлопчатобумажные
фабрики
...
1 819
1 932
2 210
Шерстяные
»
...
1 322
1 497
1 505
Камвольные
»
...
416
501
525
Льняные
»
...
392
393
417
Шелкоткацкие
»
...
268
277
460

Итого
...
4 217
4 600
5 117

Итак, средний прирост числа фабрик, который с 1838 по 1850 г. составлял ежегодно по 32 фабрики, почти утроился с 1850 по 1856 г., когда он достиг 86 фабрик в год. Анализ общего прироста числа фабрик в течение каждого периода дается в следующей таблице:

Общий прирост с 1838 по 1850 г.
 
Общий прирост с 1850 по 1856 г.
  Проценты     Проценты
Хлопчатобумажныефабрики
6
Хлопчатобумажныефабрики
14,2
Шерстяные
»
13
Шерстяные
»
0,5
Камвольные
»
20
Камвольные
»
4,7
Льняные
»
6,1
Шелкоткацкие
»
66,0

Из этой таблицы видно, что в течение первого периода прирост ограничивался хлопчатобумажными, шерстяными и камвольными фабриками, тогда как во второй период он охватывает также льняные и шелкоткацкие фабрики. Удельный вес различных отраслей в общем приросте тоже неодинаков в течение обоих периодов. В 1838—1850 гг. основной прирост имел место в камвольной и шерстяной промышленности, тогда как в 1850—1856 гг. последняя остается почти без изменений, а темп прироста первой уменьшается в четыре раза. С другой стороны, во второй период хлопчатобумажные и шелкоткацкие фабрики идут впереди всех других, причем в общем приросте шелкоткацкие фабрики занимают первое место в процентном отношении, а хлопчатобумажные — первое место в абсолютных цифрах.

Местности, где происходило это расширение промышленности, все время менялись, причем совершалось как бы перемещение промышленности из одной части страны в другую. Наряду с общим ростом промышленности, в отдельных местах происходит ее упадок, доходящий во многих графствах и городах до полного исчезновения существовавших там ранее предприятий. Общим законом, обусловливающим эти изменения — как упадок, так и рост, — является тот самый закон, который распространяется на современную промышленность во всех се отраслях, а именно, закон концентрации. Так, Ланкашир, образующий вместе с прилегающими к нему частями Йоркшира главный центр хлопчатобумажной промышленности, стянул эту промышленность к себе из других частей королевства. В то время как число хлопчатобумажных фабрик в Ланкашире и Йоркшире возросло с 1838 по 1856 г. на 411, в графствах Ланарк (Глазго), Ренфру (Пейсли) и Антрим оно сократилось на 52. В свою очередь, шерстяная промышленность концентрируется в Йоркшире; в то время как здесь прибавилось 200 шерстяных фабрик, мы находим соответствующее сокращение на 82 фабрики в Корнуэлле, Девоншире, Глостершире, Монмуте, Сомерсете, Уилтшире, Уэльсе и Клакманнане. Камвольная промышленность почти целиком сосредоточивается в графстве Йоркшир, где прибавилось 107 новых фабрик. Льняная промышленность в настоящее время значительно сильнее развивается в Ирландии, чем в какой-либо другой части Соединенного королевства; но прирост в 59 льняных фабрик в Антриме, Арме, Дауне и Тироне сопровождается сокращением их числа в Йоркшире на 31, в Девоншире, Дорсетшире и Глостершире на 9 и в Файфе на 18. Приросту в 76 шелкоткацких фабрик в Чешире, Дербишире, Ноттингемшире и Глостершире соответствует убыль в 13 фабрик в Сомерсете. В некоторых случаях упадок одной отрасли промышленности возмещается ростом другой, так что перемещение промышленности может показаться лишь более определенным проявлением принципа разделения труда в крупном масштабе. Однако в целом дело обстоит не так: развитие фабричной системы ведет скорее к установлению разделения труда между индустриальными и сельскохозяйственными графствами. Например, южные графства в Англии — Уилтшир, Дорсетшир, Сомерсет, Глостершир — быстро теряют свою фабричную промышленность, между тем как северные графства — Ланкашир, Йоркшир, Уорикшир, Ноттингемшир — укрепляют свою промышленную монополию. Из общего прироста фабрик по Соединенному королевству, достигающего за время с 1838 по 1856 г. цифры 900, на один Ланкашир приходится 360, на Йоркшир — 344, на Уорикшир — 71 и на Ноттингемшир — 46, причем прирост в двух последних графствах был вызван введением усовершенствованных машин в двух специальных производствах, именно применением механической энергии к чулочно-вязальной машине в Ноттингеме и в лентоткацком производстве в Ковентри.

Рост числа фабрик следует отличать от роста общей мощности двигателей в лошадиных силах, поскольку последний обусловливается не только появлением новых фабрик, но также установкой более мощных двигателей на старых фабриках, заменой водяной энергии паром, прибавлением силы пара к водяному колесу и прочими подобными усовершенствованиями. Нижеследующая таблица содержит сопоставление номинальной мощности фабрик в 1838, 1850 и 1856 годах:

Общая мощность двигателей,
применяемых на фабриках Соединенного королевства

(в лошадиных силах)
1838 г.
Паровые
двигатели
Водяные
двигатели
Итого
Хлопчатобумажные
....................
46 826
12 977
59 803
Шерстяные
....................
11 525
9 092
20 617
Камвольные
....................
5 863
1 313
7 176
Льняные
....................
7 412
3 677
11 089
Шелкоткацкие
....................
2 457
927
3 384

Всего ..........
75 083
27 986
102 069
 
1850 г.
Паровые
двигатели
Водяные
двигатели
Итого
Хлопчатобумажные
....................
71 005
11 550
82 555
Шерстяные
....................
13 455
8 689
22 144
Камвольные
....................
9 890
1 625
11 515
Льняные
....................
10 905
3 387
14 292
Шелкоткацкие
....................
2 858
853
3 711

Всего ..........
108 113
26 104
134 217
 
1856 г.
Паровые
двигатели
Водяные
двигатели
Итого
Хлопчатобумажные
....................
88 001
9 131
97 132
Шерстяные
....................
17 490
8 411
25 901
Камвольные
....................
13 473
1 431
14 904
Льняные
....................
14 387
3 935
18 322
Шелкоткацкие....................
4 360
816
5 176

Всего ..........
137 711
23 724
161 435

Хотя отраженный в этих цифрах прирост энергии — 59 366 лошадиных сил с 1838 по 1856 г. — несомненно велик, он все же значительно ниже фактического количества добавочной энергии, которая может быть применена и фактически применяется для промышленных целей. Все цифры, данные в отчете, относятся только к номинальной мощности паровых двигателей и водяных колес, но не к мощности, фактически используемой, или той, которая может быть использована. Современная паровая машина в 100 лошадиных сил способна развить гораздо большую энергию, чем прежде, благодаря усовершенствованиям в ее устройстве, улучшению конструкции и увеличению емкости паровых котлов и т. д.; вследствие этого ее номинальная мощность может рассматриваться всего лишь как показатель, исходя из которого можно вычислить ее реальные возможности. Гражданский инженер г-н Несмит, объяснив природу новейших усовершенствований паровой машины, благодаря которым одна и та же машина может выполнить большую работу с меньшим количеством топлива, подводит итог в следующих словах:

«В настоящее время мы получаем от единицы веса паровой машины в среднем по крайней мере на 50% больше работы, а во многих случаях те же паровые машины, которые имели только 50 лошадиных сил в дни, когда их скорость не превышала 220 футов в минуту, в настоящее время имеют свыше 100» [178].

Из сопоставления роста мощности двигателей с ростом числа фабрик концентрация шерстяной промышленности в немногих руках становится очевидной. Хотя в 1856 г. шерстяных фабрик было всего на восемь больше, чем в 1850 г., однако мощность применяемых на них двигателей возросла за тот же период на 3757 лошадиных сил. Та же самая тенденция к концентрации, очевидно, существует и на хлопчатобумажных, камвольных и льнопрядильных фабриках. Число веретен в Соединенном королевстве в 1850 и в 1856 гг. равнялось соответственно 25 638 716 и 33 503 580, причем среднее число веретен на каждой фабрике было следующее:

1850 г.
1856 г.
Хлопчатобумажныефабрики....
14 000
17 000
Камвольные
»
....
2 200
3 400
Льняные
»
....
2 700
3 700

На ткацких фабриках, правда, наблюдается тенденция скорее к распределению производства между многими владельцами, чем к концентрации его в немногих руках. Вместе с тем при общем количестве ткацких станков, равном 369 205 в 1856 г. против 301 445 в 1850 г., среднее число их, применяемое на отдельной фабрике, оказывается в 1856 г. ниже, чем в 1850 году. Однако это кажущееся отклонение от общей тенденции развития английской фабричной системы легко объясняется тем фактом, что в ткацком деле фабричная система начала вводиться сравнительно недавно и еще не вытеснила окончательно систему ручных станков. В 1836 г. пар употреблялся почти исключительно для бумаготкацких станков или для изготовления тканей с примесью хлопчатобумажной нитки; но спустя несколько лет начался быстрый рост числа механических станков для изготовления всяких тканей — шерстяных, камвольных, льняных и шелковых, — и этот рост продолжается до настоящего времени. Следующая таблица показывает увеличение количества механических станков с 1836 года:

1836 г.
1850 г.
1856 г.
Хлопчатобумажныефабрики....
108 751
249 627
298 847
Шерстяные
»
....
2 150
9 439
14 453
Камвольные
»
....
2 969
32 617
38 956
Шелкоткацкие
»
....
1 714
6 092
9 260
Льняные
»
....
209
3 670
7 689

Итого ....
115 793301 445 369 205

Увеличение количества бумаготкацких станков происходило в результате расширения производства, а не в результате применения механической энергии для изготовления изделий, раньше ткавшихся только ручным способом; но на других предприятиях, где механическая энергия до сих пор применялась мало, она в настоящее время приводит в движение станки для производства ковров, лент и полотна. Использование механической энергии при чесании шерсти, которое стало широко распространяться со времени введения гребнечесальной машины, в особенности машины Листера, привело и здесь к тому, что большое количество людей осталось без работы.

Степень роста производственной мощности текстильных фабрик ясно обнаруживается из сравнения данных экспорта. В 1850 г., когда имелось 1932 хлопчатобумажные фабрики, средняя стоимость хлопчатобумажных изделий и пряжи, вывезенных за три года, истекшие 5 января 1850 г., равнялась в круглых цифрах 24 600 000 фунтов стерлингов. Если бы каждая из работавших в 1856 г. 2210 хлопчатобумажных фабрик произвела только такое же количество изделий или пряжи, какое произвели фабрики в 1850 г., то стоимость экспорта должна была бы равняться 28 000 000 фунтов стерлингов. Между тем средняя стоимость этого экспорта за три года, истекшие 31 декабря 1855 г., составила приблизительно 31 000 000 фунтов стерлингов. То же самое наблюдается и в отношении шерстяных и камвольных фабрик. Таким образом, мы видим, что, в то время как количество ткацких станков, приводимых в движение в среднем одной лошадиной силой, значительно увеличилось, число рабочих на каждую лошадиную силу осталось неизменным, именно в среднем 4 человека. Это видно из следующей таблицы:

Общее число занятых рабочих
1838 г.
1850 г.
1856 г.
Хлопчатобумажные фабрики ....
259 104
330 924
379 213
Шерстяные
»
....
54 808
74 443
79 091
Камвольные
»
....
31 628
79 737
87 794
Льняные
»
....
43 557
68 434
80 262
Шелкоткацкие
»
....
34 303
42 544
56 137

Итого ......
423 400
596 082
682 497

Общая численность рабочего населения в 682 497 человек кажется в действительности небольшой, если принять во внимание, что число одних только ткачей, работавших на ручных станках, и их семей доходило в 1838 г. приблизительно до 800 000 человек. Нижеследующая таблица показывает процентное соотношение различных категорий рабочих рук, занятых в производстве:

 
Дети до 13 лет
Подростки
мужского пола
от 13 до 18 лет
Подростки
женского пола
старше 13 лет
Мужчины
старше 18 лет
1838 г. .............
5,9
16,1
55,2
22,8
1850 г. .............
6,1
11,5
55,9
26,5
1856 г. .............
6,6
10,6
57,0
25,8

 За время с 1838 по 1850 г. число детей, занятых в производстве, возросло, но не пропорционально общему росту рабочих. Число детей с 1850 по 1856 г. возросло очень значительно, достигнув 10 761, из которых 9655 были заняты в хлопчатобумажном производстве. Следует еще упомянуть, что «гуманный» закон 1844 г. разрешил нанимать на фабрики детей с 8-летнего возраста, тогда как раньше закон запрещал использование детей моложе 9 лет [179].

 

 

 

Написано К. Марксом 10 апреля 1857 г.

Напечатано в газете «New-York Daily Tribune»
№ 4999, 28 апреля 1857 г.

Печатается по тексту газеты

Перевод с английского

 

<<< Предыдущий материал > В содержание 12 тома < Следующий материал >>>
Hosted by uCoz