ОППОРТУНИЗМ И КРАХ II ИНТЕРНАЦИОНАЛА

 

[Окончание. Начало здесь]

Оппортунизм Каутского отличается от оппортунизма Monitor'a только словами, только оттенками, только способами достижения одной цели: сохранения влияния оппортунистов (т. е. буржуазии) на массы, сохранить подчинение оппортунистам (т. е. буржуазии) пролетариата!! Очень метко назвали Паннекук и Гортер позицию Каутского «пассивным радикализмом» (verbiage {болтовня}, как говорят французы, прекрасно изучившие эту разновидность революционности на своих «родных» образцах!!). Но я бы предпочел назвать это прикровенным, робким, лицемерным, слащавым оппортунизмом.

По сути дела 2 направления в социал-демократии отличаются теперь вовсе не словами и не фразами. По части соединения «защиты отечества» (т. е. защиты грабежей буржуазии) с фразами о социализме, интернационализме, свободе народов и т. п. Вандервельде, Ренодель, Самба, Гайндман, Гендерсон, Ллойд Джордж не уступят Легину, Зюдекуму и Каутскому с Гаазе! Действительное различие начинается именно с полного отрицания защиты отечества в данной войне, с признания революционных действий в связи с ней, во время нее и после нее. И в этом, единственном серьезном вопросе, единственно деловом, Каутский и Кольб с Гейне едино суть.

Сравните фабианцев в Англии и каутскианцев в Германии. Первые почти либералы, никогда не признававшие марксизма. Энгельс писал о фабианцах 18 января 1893г.: «...шайка карьеристов, достаточно рассудительных, чтобы понимать неизбежность социального переворота, но ни в коем случае не желающих доверить эту исполинскую работу исключительно незрелому пролетариату... Их основной принцип — страх перед революцией...». И 11 ноября 1893г.: «высокомерные буржуа, милостиво снисходящие к пролетариату, чтобы освободить его сверху, если бы только он захотел понять, что такая серая необразованная масса не может сама себя освободить и ничего не, может достигнуть без милости этих умных адвокатов, литераторов и сентиментальных баб...». Как далеки от них каутскианцы по своей «теории»! А на практике, в их отношении к войне, те и другие вполне совпадают! Наглядное доказательство того, как выветрился весь марксизм у каутскианцев, как превратился он в мертвую букву, в лицемерную фразу.

Какими явными софизмами опровергали каутскианцы после войны тактику революционных пролетарских действий, единогласно принятую социалистами в Базеле, можно видеть из следующих примеров. Каутский выдвинул теорию «ультраимпериализма». Он разумел под этим замену «борьбы национальных финансовых капиталов между собой общею эксплуатациею мира интернационально-объединенным финансовым капиталом» («N. Z № 5, 30. IV. 1915, S. 144). При этом сам Каутский добавлял: «Осуществима ли подобная новая фаза капитализма, для решения этого нет еще достаточных предпосылок»!! На основании того, что «мыслима» новая фаза, которую сам же ее сочинитель не решается даже объявить «осуществимой», отрицаются революционные задачи пролетариата теперь, во время заведомо наступившей фазы кризиса и войны! И отрицает революционные действия тот самый авторитет II Интернационала, который в 1909г. писал целую книгу «Путь к власти», переведенную почти на все главные европейские языки и доказывавшую связь грядущей войны с революцией, доказывавшую, что «революция не может быть преждевременной»!!

В 1909 году Каутский доказывает, что миновала эпоха «мирного» капитализма, грядет эпоха войн и революций. В 1912 году Базельский манифест именно этот взгляд кладет в основу всей тактики социалистических партий мира. В 1914 году наступает война, наступает «экономический и политический кризис», предвиденный Штутгартом и Базелем. И Каутский выдумывает теоретические «отговорки» против революционной тактики!

П. Б. Аксельрод проводит те же идеи в чуточку более «левой» фразеологии: он пишет в свободной Швейцарии и желает влиять на русских революционных рабочих («Die Krise und die Aufgaben der internationalen Sozial-demokratie». Zurich, 1915 {«Кризис и задачи международной социал-демократии». Цюрих, 1915.}). Здесь мы читаем приятное для оппортунистов и буржуа всего мира открытие, что «das Internationalisierungsproblem der Arbeiterbewegung ist mit der Frage der Revolutionisierung unserer Kamp-fesformen und Methoden nicht identisch» (37) и что «Der Schwerpunkt des Internationalisierungsproblems der prole-tarischen Befreiungsbewegung liegt in der weiteren Entwi-cklung u. Internationalisierung eben jener Alltagspraxis» (40)... «beispielsweise müssen die Arbeiterschutz- u. Versicherungsgesetzgebung... zum Objekt ihrer (der Arbeiter) internationalen Aktionen u. Organisationen werden» (39) {«проблема интернационализации рабочего движения не тожественна с вопросом революционизирования наших форм и методов борьбы» (37) и что «центр тяжести проблемы интернационализации пролетарского освободительного движения лежит в дальнейшем развитии и интернационализации именно той повседневной практики» (40)... «например, законодательство по охране труда и страхованию должно... стать объектом их (рабочих) интернациональных действий и организаций» (39).}.

Разумеется, не только Зюдекумы, Легины и Гайнд-маны с Вандервельде, но и Ллойд Джорджи, Науманы и Брианы всецело одобрят такой «интернационализм»! Аксельрод защищает «интернационализм» Каутского, не приведя и не разобрав ни единого довода его за защиту отечества. Аксельрод — как и франкофильские социал-шовинисты — боится даже вспомнить, что Базельский манифест говорит именно о революционной тактике. Для будущего, — неопределенного, неизвестного будущего, — Аксельрод готов бросить самые левые, ррреволюционные фразы о том, как будущий Интернационал выступит — entgegentreten wird (den Regierungen im Falle der Kriegsgefahr) «mit der Entfachung eines revolutionaren Sturmes»... «Einleitung der , sozialistischen Revolution» (14) {выступит (против правительств в случае опасности войны) «и подымет революционную бурю»... «Пролог социалистической революции» (14).}. He шутите!! А когда речь идет о применении именно теперь, во время теперешнего кризиса, революционной тактики, Аксельрод отвечает ganz a la Kautsky: «revolutionare Massenaktionen»... эта тактика... «hatte noch eine gewisse Berechtigung, wenn wir unmittelbar am Vorabend der sozialen Revolution standen, ahnlich wie es etwa in Rufiland seit den Studentendemonstrationen des J. 1901 der Fall war, die das Herannahen entscheidender Kampfe gegen den Absolutismus ankündigten» {тактика «революционных массовых выступлений»... эта тактика... «имела бы еще некоторое оправдание, если бы мы стояли непосредственно накануне социальной революции, подобно тому, как это было, например, в России, где студенческие демонстрации 1901 года явились предвестниками приближения решающих битв против абсолютизма».}... (40—41) и дальше громы против «Utopien» {«утопий»} «Bakunismus» бакунизма»}, вполне в духе Кольба, Гейне, Зюдекума и Легина!! Но пример России особенно наглядно разоблачает Аксельрода. С 1901 по 1905г. прошло 4 года, и никто не мог ручаться в 1901г., что революция в России (первая революция против абсолютизма) наступит через 4 года. Совершенно таково же положение Европы перед соц. революцией. Никто не может ручаться, наступит ли первая революция этого рода через 4 года. Но что революционная ситуация есть налицо, это факт, предсказанный в 1912г. и наступивший в 1914г. Демонстрации рабочих и голодающих горожан в России и в Германии 1914 года также несомненно «ankundigen das Herannahen entscheidender Kampfe» {«предвещают приближение решающих битв»}. Прямой и безусловный долг социалистов — поддерживать и развивать эти демонстрации и всякого рода «революционные массовые действия» (стачки, экономические и политические, движение в войске вплоть до восстания и гражданской войны), давать им ясные лозунги, создавать нелегальную организацию и литературу, без которой нельзя звать кассы к революции, помогать им осознать ее, организоваться для нее. Именно так поступали с.-д. в России 1901г. перед «Am Vorabend» {«кануном»} буржуазной революции (которая началась в 1905г., но не кончилась и в 1915). Именно так обязаны поступать с.-д. в Европе 1914 — 1915гг. «am Vorabend» der sozialistischen Revolution {«накануне» социалистической революции}. Революции никогда не рождаются готовыми, не выходят из головы Юпитера, не вспыхивают сразу. Им предшествует всегда процесс брожений, кризисов, движений, возмущений, начала революции, причем это начало не всегда развивается до конца (например, если слаб революционный класс). Аксельрод выдумывает отговорки, отвлекая с.-д. от их долга помогать развитию революционных движений, уже начинающихся на почве уже наличной революционной ситуации. Аксельрод защищает тактику Давида и фабианцев, только прикрывая свой оппортунизм левыми фразами.

«Den Weltkrieg in einen Bürgerkrieg umwandeln zu wollen ware Wahnsinn gewesen» {«Было бы безумием захотеть превратить мировую войну в гражданскую»}, — пишет вождь оппортунистов Э. Давид («Die Sozial-demokratie im Weltkrieg», Brl., 1915, S. 172 {«Социал-демократия во всемирной войне», Берлин, 1915, стр. 172.}), возражая на манифест ЦК нашей партии РСДРП, опубликованный 1. XI. 1914 и бросивший этот лозунг и добавивший «Wie grofi die Schwierigkeiten dieser Umwandlung zur gegebenen Zeit auch sein mogen, — die Sozialisten werden niemals ablehnen, die Vorarbeiten in der bezeichneten Richtung systematisch, unbeugsam und energisch auszufuhren, falls der Krieg zur Tatsache geworden ist» (zitiert bei David. S. 171 {«Как бы ни казались велики трудности такого превращения ь ту или иную минуту, социалисты никогда не сткажуюя от систематической, настойчивой, неуклонной подготовительной работы в этом направлении, раз война стала фактом» (цитировано у Давида, стр. 171)}). Заметим, что за месяц до выхода книги Давида (1. V. 1915 г.) наша партия опубликовала (№40 «С.-Д.», 29. III) резолюции о войне: систематические «шаги по пути превращения империалистской войны в гражданскую» определялись в них следующим образом: 1) отказ от вотирования военных кредитов etc.; 2) разрыв «Burgfrieden» {«гражданского мира»}; 3) создание нелегальной организации; 4) поддержка братанья солдат в траншеях; 5) поддержка всякого рода революционных массовых выступлений пролетариата вообще.

О, храбрый Давид! В 1912г. он не находил «безумной» ссылку на пример Парижской Коммуны. В 1914г. он подпевает буржуазии: «безумие»!!

Вполне согласную с Давидом оценку революционной тактики дал Плеханов, типичный представитель социал-шовинистов «4-ного согласия». Он назвал мысли о... {На этом рукопись обрывается. Последующий текст печатается по сохранившейся неполной (недостаёт начала) странице} ...именно «Vorabend» {«канун»} социальной революции, от которого может пройти и 4 и более лет до «entscheidende Kampfe» {«решающих битв»}. Это есть именно начатки, пусть слабые, но все же зачатки «пролетарски революции», о которой говорил Базель и которая никогда не станет сразу сильной, а неизбежно пройдет стадии сравнительно слабых зачатков.

Поддержка, развитие, расширение, обострение революционных массовых действий и революционного движения. Создание нелегальной организации для пропаганды и агитации в этом направлении, для помощи массам осознать движение и его задачи, его средства, его цели. К этим 2-м пунктам неизбежно сводится всякая практическая программа деятельности с.-д. во время данной войны. Все остальное — оппортунистическая, контрреволюционная фраза, какими бы левыми, лжемарксистскими, пацифистскими вывертами она ни украшалась.

И если нам возразят, как обычно возражают рутинеры II Интернационала: о! эти «русские» способы!! Die russische Taktik» — Кар. VIII bei David {(«Русская тактика» — глава VIII у Давида)}), — то мы ответим простой ссылкой на факты. В Берлине 30. X. 1915 несколько сот (einige Hundert) женщин демонстрировали перед Parteivorstand'oм и через свою депутацию заявили ему: «Die Verbreitung von unz ensierten Flugblättern иnd Drисkschriften und die Abhaltung nicht geneliraigter Versammlungen ware bei dem grofien Organisations apparat heute leichter moglich als zur Zeit des Sozialistengesetzes. Es fehlt nicht an Mitteln und Wegen, sondern offensichtlich an dem Willen» {«Распространять нелегальные листовки и брошюры и устраивать неразрешенные собрания было бы теперь, при наличии большого организационного аппарата, легче, чем во времена исключительного закона против социалистов. Не ощущается недостатка в средствах и путях, но нет, очевидно, достаточной воли»} (курсив мой) («Berner Tagwacht» №271).

Должно быть, эти берлинские работницы совращены «бакунистским» и «авантюристическим», «сектантским» (siehe Kolb & К0) и «безумным» манифестом ЦК русской партии от 1. XI.

Написано в конце 1915г.

Впервые напечатано в 1924г. в журнале «Пролетарская Революция» №5

Печатается по рукописи

Hosted by uCoz