Ф. Энгельс. ВОЕННЫЙ МОСТ

 

Искусство постройки временных мостов для переправы войск через большие реки и узкие морские проливы было хорошо известно еще древним, чьи сооружения такого рода иногда поражают своими размерами. Дарий перешел через Босфор и Дунай, а Ксеркс через Геллеспонт по мостам из судов; описание этих мостов мы находим у Геродота. Армия Ксеркса построила 2 моста через Дарданеллы. Первый состоял из 360 судов, закрепленных якорями с носа и с кормы и расположенных борт о борт друг к другу, килем по течению; суда были соединены крепкими канатами, поверх которых были настланы доски, скрепленные с обеих сторон перекладинами и покрытые слоем земли. Второй мост состоял из 314 судов и был построен таким же способом. По словам Арриана, при армии Александра имелся постоянный понтонный парк из легких судов. У римлян были плетеные суда, обтянутые шкурами животных и служившие для поддержки досчатого настила моста; эти суда, вплоть до периода падения империи, входили в состав обоза их армий. Впрочем, если нужно было переправляться через быструю реку, римляне умели строить и более прочные военные мосты; тому свидетельством знаменитые мосты на сваях, по которым Цезарь перешел Рейн.

Мы не находим сведений о наличии в средневековых армиях специального переправочно-мостового имущества, но во время Тридцатилетней войны воюющие армии возили с собой материалы для наведения мостов через большие реки Германии. Применявшиеся суда были очень тяжелые, обычно они изготовлялись из дуба. Настил моста укладывался на козлы, стоявшие на дне этих судов. Голландцы первыми начали применять суда более легкого типа, плоскодонные, с почти вертикальными бортами и заостренными носом и кормой, причем обе оконечности возвышались под углом над поверхностью воды. Они состояли из деревянного каркаса, обитого листами жести, и назывались понтонами. Французы, согласно Фолару, тоже считают себя изобретателями понтонов, но с медной обшивкой, и есть указания, что около 1672г они располагали полным понтонным парком. К началу XVIII века уже все европейские армии обзавелись такими судами, как правило, представлявшими собой деревянный каркас, обитый жестью или медью, покрытый кожей или просмоленной парусиной. Последний из перечисленных материалов употребляли русские. Суда были небольшие, и для того, чтобы мост мог в какой-то мере держаться на поверхности воды, их нужно было располагать близко друг к другу, оставляя между ними свободное пространство не более чем в 4—5 футов; это сильно затрудняло проток воды, ставило под угрозу безопасность моста и давало противнику возможность разрушить его, пустив на него плавучие предметы.

Понтоны, ныне применяемые в континентальных армиях Европы, имеют большие размеры, но в принципе подобны тем, что применялись 100 лет назад. Французы с 1829г используют плоскодонные суда с почти вертикальными бортами, сужающимися к носу, а также, хоть и в несколько меньшей степени, к корме; обе оконечности судна выше планширов и загнуты, как у челна. Размеры судна следующие: длина — 31 фут, ширина сверху — 5 футов 7 дюймов, у днища — 4 фута 4 дюйма. Каркас дубовый, покрытый еловыми досками. Каждый понтон весит 1658 фунтов и имеет плавучесть (способность нести груз, при котором судно уходит в воду до верха планшира) в 18675 фунтов. При наведении моста они располагаются с промежутками в 14 футов свободного пространства от планшира до планшира. Ширина проезжей части — 11 футов. Авангард армии для переправы через менее крупные реки использует понтоны меньшего размера. Австрийские понтоны сходны с более крупными французскими, но для удобства перевозки они разделены посредине в поперечном направлении на две части, которые соединяются уже в воде. Два судна, поставленные борт к борту и соединенные короткими деревянными брусьями, причем продольные брусья поддерживают балки настила, образуют плавучую опору моста. Эти понтоны, изобретенные Бираго, были впервые применены в 1825 году. Понтоны русских имеют деревянный каркас, конструкция которого позволяет снимать центральные поперечины, или распоры; на этот каркас натягивается парусина, пропитанная смолой или раствором резины. Каждый понтон имеет в длину 21 фут 9 дюймов, в ширину 4 фута 11 дюймов, в высоту 2 фута 4 дюйма и весит 718 фунтов. Ширина проезжей части моста — 10 футов, расстояние между понтонами — 8 футов. У русских имеются и понтоны с подобным каркасом, но обтянутым кожей. Пруссаки, как утверждают, первыми разделили свои понтоны поперечными перегородками на отсеки, чтобы они не тонули от течи в одном месте. Понтоны у них деревянные, плоскодонные. При наведении мостов они оставляют между понтонами пролет, или свободное пространство, длиной от 8 до 16 футов, смотря по обстоятельствам. У голландцев с 1832г и у пьемонтцев имеются понтонные парки, сходные с теми, которые применяются в австрийской армии. Бельгийский понтон заострен к носу, но не сужается к корме. Во всех континентальных армиях понтонным паркам придаются небольшие лодки для перевозки якорей.

В армиях Англии и США совершенно отказались от использования в понтонных парках лодок, а для поддержки мостов приняты полые цилиндры из легкого материала, закрытые со всех сторон. В Англии в 1836г взамен всех других видов понтонов были приняты цилиндрические понтоны с коническими, полусферическими или параболическими концами, сконструированные в 1828г полковником Бланшардом. Большой английский понтон имеет 24,5 фута в длину и 2 фута 8 дюймов в диаметре. Он сделан из листовой жести, набитой на ряд жестяных колес, спицами которых служат полые жестяные цилиндры; более крупный жестяной цилиндр диаметром в 1,75 дюйма образует их общую ось и тянется во всю длину понтона.

В США производились опыты с резиновыми цилиндрическими понтонами. В 1836г капитан (впоследствии полковник) Лейн построил на таких понтонах мосты через глубокую и быструю реку в Алабаме, а в 1839г г-н Армстронг представил проект подобных же поплавков, имеющих каждый, в надутом виде, 18 футов в длину и 18 дюймов в диаметре и весивших 39 фунтов; три поплавка образовывали одно звено моста. В 1846г в армии США были приняты надувные резиновые понтоны, которые применялись в войне против Мексики. Они очень легко перевозятся ввиду их незначительного веса и небольшого места, занимаемого ими в сложенном виде, но подвержены порче и приводятся в негодность в результате трения о гравий и т. п., а также имеют недостатки, свойственные всем цилиндрическим понтонам. Эти недостатки следующие: после того как понтоны погружаются в воду до половины своей высоты, осадка их становится все больше при одинаковом увеличении нагрузки, тогда как требуется обратное; далее, на концах цилиндров легко застревают всякие плавучие предметы; и, наконец, чтобы передвигать их в воде, их нужно предварительно соединять попарно настилом, образуя плоты, в то время как лодочные понтоны способны самостоятельно передвигаться по воде, как обыкновенные лодки, и могут быть использованы для быстрой перевозки отряда войск через реку на веслах. Для сравнения плавучести цилиндрического и лодочного понтонов достаточно привести следующие данные: французский понтон держит около 20 футов моста и имеет плавучесть (за вычетом веса верхнего строения моста) более чем в 150 английских центнеров {Английский центнер равен 112 фунтам, или 50,8 кг}; английский плот из двух понтонов держит примерно такой же отрезок моста, но плавучесть его, без верхнего строения, равна всего 77 английским центнерам, из которых только половина является допускаемой нагрузкой.

Понтонный парк включает, кроме понтонов, весла, багры, якоря, канаты и прочие предметы, необходимые для передвижения понтонов по воде и закрепления их на месте, а также балки и обшивку (доски) для настила моста. Лодочные понтоны обычно сначала устанавливают каждый в отдельности на месте, а затем их соединяют балками и досками; цилиндрические же понтоны соединяют попарно, образуя плот, который затем ставится на якорь на соответствующем расстоянии от конца моста и соединяется с ним балками и досками. Если позволяет обстановка, целые звенья из 3, 4 или 5 понтонов, соединенных настилом, строятся в укрытой местности выше пункта, намеченного для наведения моста, и затем сплавляются туда одно за другим. В некоторых случаях, при наличии очень опытных понтонеров, весь мост строится на одном берегу реки и к моменту переправы разворачивается силой течения. Так был наведен мост для переправы армии Наполеона через Дунай накануне сражения при Ваграме. Вся эта кампания чрезвычайно поучительна с точки зрения переправ через большие реки по военным мостам на виду у неприятеля.

Однако понтонный парк не всегда оказывается под рукой, и военный инженер должен уметь в случае необходимости навести мост через реку и без него. Для этого существуют самые разнообразные материалы и способы постройки. Для мостов из лодок используются большие лодки, обычно имеющиеся на судоходных реках. Если нельзя найти лодок, а глубина или конфигурация дна реки требуют создания плавучих опор, можно использовать для этого деревянные плоты, поплавки из бочек и другие плавучие предметы. Если река мелкая и дно у нее твердое и достаточно ровное, строятся неподвижные опоры, состоящие либо из свай, которые обеспечивают сооружение наиболее прочных и надежных мостов, но требуют большой затраты времени и труда, либо из козел, изготовить которые можно быстро и легко. Иногда подходящей опорой для настила моста служат повозки, наполненные фашинами и т. п. и погруженные в воду в более глубоких местах реки. Мосты через затопленные места, болота и т. п. наводятся посредством туров. Для перехода через узкие реки и ущелья, когда через них предстоит переправляться только пехоте, применяются разные типы висячих мостов; обычно они подвешиваются на крепких канатах.

Постройка военного моста в условиях, когда противник ведет действительный огонь, в настоящее время осуществляется редко, хотя необходимо всегда предусматривать возможности для его отражения. Поэтому мост обычно строится на излучине реки, обращенной в сторону своих войск, так чтобы артиллерия, расположенная справа и слева, могла обстреливать противоположный берег близ того места, где должен кончаться мост, и тем самым прикрывать его сооружение. Кроме того, вогнутый берег излучины обычно выше противоположного, и поэтому к преимуществу перекрестного огня в большинстве случаев прибавляется еще преимущество командующего положения. Пехота перевозится на противоположный берег в лодках или понтонах на веслах и занимает позицию прямо перед мостом. Для переправы небольшого количества кавалерии и нескольких легких орудий иногда сооружается паром. Много преимуществ дают также острова, разделяющие реку на несколько рукавов, или место, расположенное ниже впадения какой-нибудь меньшей реки. В последнем, а иногда и в первом, случае отдельные звенья моста можно построить в укрытом месте реки и сплавить по течению. Наступающая сторона, у которой обычно имеется на выбор много удобных пунктов на большом отрезке реки, может легко ввести противника в заблуждение ложными атаками и затем осуществить действительную переправу в каком-нибудь отдаленном пункте; а для обороняющихся опасность распыления своих сил на этом большом отрезке реки так велика, что в настоящее время предпочитают сосредоточивать их на некотором отдалении от реки и бросать в полном составе к месту фактической переправы, как только удается его установить и еще до того, как неприятель успеет переправить всю свою армию. Этими причинами и объясняется, почему ни в одной войне со времени французской революции наведение мостов через любую из больших европейских рек не встречало серьезного сопротивления.

Написано Ф. Энгельсом около 14 октября 1857г

Печатается по тексту энциклопедии

Напечатана в «New American Cyclopaedia», т. III, 1858г

Перевод с английского

Hosted by uCoz