К. МАРКС. РАЗЛИЧНЫЕ
СООБЩЕНИЯ
Лондон, 26 июня. Вчера на заседании палаты общин встал со своего
места г-н Отуэй и спросил:
«Намерен ли лорд Пальмерстон принять
какие-нибудь меры, чтобы побудить лорда Гровнора взять обратно свой Sunday Trading Bill? {билль о запрещении воскресной торговли}» (Возгласы всеобщего одобрения.)
Лорд Пальмерстон ответил:
«Если мой благородный друг» (Гровнор)
«слышал эти возгласы всеобщего одобрения, то, я думаю, он будет склонен принять
их во внимание» (возгласы одобрения).
Как видно, массовая демонстрация в
Гайд-парке напугала палату общин. Она отказывается от билля и делает bonne mine a mauvais jeu {хорошую мину при плохой игре}. «Times»
называет воскресные сцены в Гайд-парке «великим актом справедливого возмездия»,
билль — продуктом «классового законодательства», «мерой организованного лицемерия»
и потешается над «парламентской теологией».
Относительно злодеяния у Гангэ первый
лорд адмиралтейства, сэр Чарлз Вуд, сообщает, что он получил новые
донесения от адмирала Дандаса. Из них следует, что огнем русских убито 5 матросов
и финский капитан, ранено и взято в плен 4 матроса и 2 финна, захвачено в плен
без ранения 3 офицера, 4 матроса и 2 финна. Адмирал Дандас направил письмо
губернатору в Гельсингфорсе, в котором изложил факты и заявил самый решительный
протест против злодейского акта обстрела лодки, шедшей под белым флагом. Дандас
получил ответ, в котором губернатор извиняет и в известной степени оправдывает
происшедшее. Он объясняет, что офицеры и солдаты, но их собственным словам,
не видели белого флага. Они были сильно раздражены, ибо в ряде других
случаев суда поднимали русский флаг; кроме того, в газетах сообщалось о
том, как английские суда где-то в другом месте использовали белый флаг,
чтобы произвести промеры морских
глубин. Все оправдание, таким образом, свелось к ссылке на близорукость русских
солдат и офицеров. Во всяком случае, это уже признак цивилизации, если русские
солдаты читают газеты и газетные отчеты вызывают у них «сильное раздражение».
Ассоциация административной реформы извещает о том, что завтра в Друри-Лейп
созывается новый митинг. Как и раньше— вход на митинг по пригласительным
билетам, а ораторы назначены заранее. Понтий Пилат спрашивал: что есть истина?
Пальмерстон спрашивает: что такое заслуга? Сторонники административной реформы
отвечают: заслуга человека — это его годовой доход {Игра слов: «Verdienst» означает «заслуга»,
а также «доход», «барыш»}. В
соответствии с этим наши реформаторы произвели изменения внутри своей организации.
Раньше члены главного комитета, — фактически сами себя избравшие, — должны были
для вида избираться путем голосования всех членов Ассоциации. А теперь членом
главного комитета автоматически становится всякий, кто ежегодно жертвует на
Ассоциацию 50 и более фунтов стерлингов. Раньше оговорка насчет десяти гиней и
одной гинеи считалась достаточной, чтобы оградить «движение» от проникновения в
него плебейских элементов. Теперь десятигинеевые господа считаются уже недостаточно
«респектабельными», а одногинеевые и вовсе рассматриваются как «mob» {чернь}. На плакатах, извещающих о митинге, написано
буквально следующее:
«Вход только по билетам, выдаваемым членам
Ассоциации. Внесшие 50 фунтов и более являются членами главного комитета,
внесшие 10 гиней и 1 гинею — членами Ассоциации».
Таким образом, права членов внутри
Ассоциации исчисляются по скользящей шкале гиней. Бесцеремонно провозглашается
голое, ничем не прикрытое господство гиней. Реформаторы из Сити выболтали свой
секрет. Вот это агитаторы! К тому же судьба за последнее время им не слишком
благоприятствует. В парламенте Драммонд публично бросил им упрек в
«систематической аморальности» и «коррупции». А какие иллюстрации чистоплотности
их класса последовали как по команде одна за другой! Сначала «Lancet» (медицинский журнал) привел доказательства
того, что в фальсификации и порче всех видов товаров и продуктов питания
повинны отнюдь не только мелкие торговцы, а что этим, как правило, занимаются и
оптовые торговые фирмы. Затем стало известно, что «респектабельные» фирмы Сити
пустили в обращение фальшивые dock warrants {доковые
варранты (выданные доком складочные свидетельства)}. И, наконец, крупное fraudulente {злонамеренное} банкротство
частного банка Страэна, сэра Джона Пола и Бейтса, сопровождавшееся прямым хищением
депонированных ценных бумаг. Последний случай научил и аристократию ценить «административный»
талант господ из Сити, ибо банк «администрировал» прежде всего аристократическими
гинеями. Пострадал Пальмерстон, пострадал маркиз Кланрикард, а адмирал Нейпир
лишился почти всего своего состояния. Церковь также лишилась немалой части
своих земных благ, ибо господа Страэн, Пол и Бейтс особенно славились своей
святостью, председательствовали иногда на собраниях в Эксетер-холле, посвященных
«обращению язычников», фигурировали в числе главных жертвователей на общество
«по распространению библии» и входили в правление «Союза по исправлению
преступников». Их вера создала им кредит. Их банк стал излюбленным банком духовных
господ и частных обществ. Однако «административный» талант банкиров не пощадил
ничего: ни денег вдов и сирот, ни грошовых сбережений матросов. Почему же не
допустить их к распоряжению «казенными деньгами», к которым они теперь протягивают
руку?
«Среди нас обнаруживаются теперь такие
симптомы», — меланхолически восклицает «Daily News», орган par excellence {по преимуществу}
реформаторов из Сити, — «которые показывают, что не придется терять много
времени, чтобы привести случаи весьма аморального поведения среди промышленных
классов».
Банкротство господ Страэна и К0
вызвало, разумеется, «run» {«набег»} публики на кассы частных банков Сити,
которые до этого считались несравненно более респектабельными, чем акционерные
банки. Крупные частные банкиры уже видят себя вынужденными «открыто поощрять»
взаимную периодическую проверку наличия депонированных у них ценных бумаг, а
также приглашать через «Times» своих клиентов для личного осмотра ввзренных ими банку
ценностей. Еще одно обстоятельство было весьма некстати господам реформаторам
из Сити: как известно, один из королей Сити, Ротшильд, находится в
качестве их избранника в преддверии палаты общин; однако в само святилище он
еще не допущен, так как не желает принести «присягу истинного христианина», а
его коллега лорд Джон Рассел не хочет «реализовать» билль о евреях. И
вот вчера выступил Данкомб. Узнав о том, что согласно парламентскому
акту 1782г. каждый депутат, заключивший с правительством после своего
избрания какой-либо контракт о поставках, лишается места в палате общин, а
также о том, что Ротшильд недавно предоставил казне заем в 16 млн. ф. ст.,
Данкомб заявил, что вечером следующего дня он внесет предложение о назначении
новых выборов в Сити. Более того. Вслед за Данкомбом выступает Малине и
вносит аналогичное предложение в отношении Липдси, которого сэр Чарлз
Вуд во время дебатов о реформе открыто обвинил в том, что он заключал с правительством
контракты о поставках судов, а между тем был и остается членом парламента. Весь
этот инцидент заслуживает внимания не только потому, что скомпрометированы
такие лица — магнат Сити и магнат из числа реформаторов Сити. Он заслуживает внимания
еще и напоминанием публике о том, что Питт, Персивал и Ливерпул, пренебрегавшие
актом 1782г., находили себе опору внутри и вне парламента именно в лице
виднейших дельцов Сити, контрагентов займов и правительственных поставок. Эта
финансовая аристократия — в те времена более продажная, чем при Луи-Филиппе, —
была душой антиякобинской войны. Срывая золотые яблоки Гесперид, финансовые
магнаты в то же время на пресловутых митингах Сити убеждали нацию в том, что
она
«должна приносить в жертву деньги и кровь,
чтобы спасти благословенный покой нашей святой религии от оскверняющих алтарь
французов, а себя — от мрачного отчаяния атеизма».
Таким образом, в самый неподходящий момент
нации напоминают о том, что Сити, восстающий сейчас против олигархии, был как
раз тем питомником, в котором эта олигархия выросла и расцвела пышным цветом.
Написано К. Марксом 26 июня 1855г.
Напечатано в «Neue Oder-Zeitung» №297, 29 июня 1855г.
Печатается по тексту газеты
Перевод с немецкого