Ф. Энгельс. О ЛОЗУНГЕ ОТМЕНЫ ГОСУДАРСТВА И НЕМЕЦКИХ
«ДРУЗЬЯХ АНАРХИИ»
«Отмена государства имеет у
коммунистов только тот смысл, что она является необходимым результатом отмены
классов, вместе с которыми отпадает сама собой потребность в организованной
силе одного класса для удержания в подчинении других классов. В буржуазных странах
отмена государства означает низведение государственной власти до уровня ее в
Северной Америке. Здесь классовые противоречия не получили еще полного
развития; классовые столкновения затушевываются всякий раз благодаря отливу
избыточного пролетарского населения на Запад; вмешательство государственной власти,
сведенное к минимуму на Востоке, на Западе вовсе отсутствует. В феодальных странах
отмена государства означает отмену феодализма и установление обыкновенного буржуазного
государства. В Германии за лозунгом отмены государства скрывается либо
трусливое бегство от непосредственно происходящей борьбы, либо шарлатанское раздувание
буржуазной свободы вплоть до абсолютной независимости и самостоятельности
отдельного индивидуума, либо, наконец, равнодушие буржуа ко всякой форме
государства, лишь бы она не задерживала развитие буржуазных интересов. И если
эта отмена государства «в высшем смысле» проповедуется в столь нелепой форме, в
этом, конечно, берлинские Штирнеры и Фаухеры неповинны. La plus belle fille de France ne peut donner que ce qu'elle a {самая красивая
девушка Франции может дать только то, что у неё есть}» («Neue Rheinische Zeitung. Politisch-ökonomische Revue» №4, стр. 58 {см. http://lugovoy-k.narod.ru/marx/07/19.htm}).
Между тем отмена государства,
анархия, сделалась в Германии модным словечком. Отдельные немецкие
ученики Прудона, берлинская «высшая» демократия и даже позабытые
«благороднейшие умы нации» из Штутгартского парламента и имперского регентства —
все они, каждый на свой манер, усвоили эту по виду ультрарадикальную фразу.
Все эти фракции единодушны в
стремлении сохранить существующее буржуазное общество. Но, отстаивая
буржуазное общество, они тем самым неизбежно отстаивают господство буржуазии, а
в Германии — даже завоевание {далее в рукописи
перечёркнуто слово «политического»} господства буржуазией; от действительных представителей буржуазии
они отличаются только необычной формой, придающей им видимость «впереди
идущих», «самых что ни на есть передовых» людей. При всех коллизиях в практической
жизни эта видимость исчезала; перед лицом действительной анархии революционных
кризисов, когда массы [и государственная власть] пускали в ход друг против
друга «грубую силу», эти представители анархии каждый раз делали все возможное,
чтобы пресечь анархию. Содержание этой пресловутой «анархии» сводилось в конце
концов к тому, что в более развитых странах выражают словом «порядок». «Друзья
анархии» в Германии находятся в полном entente cordiale {сердечном согласии} с
«друзьями порядка» во Франции.
В той мере, в какой друзья
анархии не зависят от французов Прудона и Жирардена, в какой их образ мыслей
германского происхождения, у них у всех один общий источник: Штирнер. Вообще,
период разложения немецкой философии дал демократической партии Германии
большую часть, ее общих фраз. Представления и фразы последних немецких
книжников, особенно Фейербаха и Штирнера, еще до февраля проникли в довольно
разбавленном виде в заурядное беллетристическое сознание и в газетную
литературу, которые, в свою очередь, послужили главным источником для послемартовских
демократических лидеров. Проповедь Штирнера о безгосударствен-ности оказалась
особенно пригодной для того, чтобы придать анархии, по Прудону, и отмене
государства, по Жирардену, свойственный немецкой философии «высший смысл».
Книга Штирнера «Единственный и его собственность», правда, позабыта, но его
образ мыслей, в особенности его критика государства, всплывает снова у друзей
анархии. Если мы уже прежде исследовали литературные источники этих господ, в
той мере, в какой они французского происхождения, то для разбора их немецких
источников мы должны еще раз погрузиться в глубины допотопной немецкой философии.
Если уж приходится заниматься немецкой обыденной полемикой, то всегда приятнее
иметь дело с родоначальниками того или иного воззрения, чем с перекупщиками
залежалых товаров.
Еще раз, музы,
оседлайте мне Пегаса
Для полета в
старый романтический край!
Прежде чем обратиться к самой
книге Штирнера, упомянутой выше, мы должны перенестись в «старый романтический
край» и в то забытое время, когда эта книга вышла в свет. В то время как
прусская буржуазия, ухватившись за финансовые затруднения правительства,
начинала завоевывать себе политическую власть, в это же самое время рядом с
буржуазно-конституционным движением с каждым днем ширилось среди пролетариата
коммунистическое движение. Буржуазные элементы общества, которым для достижения
их собственных целей еще была необходима поддержка пролетариата, повсюду вынуждены
были выдавать себя за сторонников какой-нибудь разновидности социализма;
консервативная и феодальная партия также была вынуждена давать обещания
пролетариату. Наряду с борьбой буржуа и крестьян против феодального дворянства
и бюрократии — борьба пролетариев против буржуа; а между ними — ряд
промежуточных социалистических групп, охватывавших все разновидности
социализма: реакционный, мелкобуржуазный, буржуазный социализм; и вся эта
борьба, все эти стремления подавлялись, не могли получить свое выражение из-за
гнета государственной власти, цензуры, запрещения союзов и собраний. Таково
было положение партий в то время, когда немецкая философия справляла свои последние
убогие триумфы.
Цензура с самого начала
вынуждала все сколько-нибудь нежелательные элементы избирать возможно более
абстрактный способ выражения; такой способ выражения предоставила немецкая
философская традиция, как раз дошедшая тогда до полного разложения гегелевской
школы. Борьба против религии еще продолжалась. Чем труднее становилось вести
политическую борьбу против существующей власти в печати, тем усерднее велась
она в форме религиозной и философской борьбы. Немецкая философия, в ее самом разбавленном
виде, стала общим достоянием «образованных», и чем больше она становилась общим
достоянием, тем разбавленней, бессвязней и пошлее становились взгляды
философов, и тем больший престиж создавала им эта сумбурность и пошлость в
глазах «образованной» публики.
Путаница в головах «образованных»
была ужасающая и она все время увеличивалась. Это была настоящая помесь идей
немецкого, французского, английского, античного, средневекового и новейшего
происхождения. Путаница была тем более велика, что все идеи брались лишь из
вторых, третьих и четвертых рук и поэтому циркулировали в искаженном до неузнаваемости
виде. Не только мысли французских и английских либералов и социалистов, но и
идеи немцев, например Гегеля, разделяли эту судьбу. Вся литература того
времени, в особенности, как мы увидим, книга Штирнера, дает тому бесчисленные
доказательства, и современная немецкая литература до сих пор еще сильно
страдает от последствий всего этого.
Философские мнимые сражения
сходили при этой неразберихе за отражение действительных битв. Каждый «новый поворот»
в философии привлекал к себе общее внимание «образованных», которые в Германии
состоят из бесчисленного множества праздных голов, кандидатов на судебные и
преподавательские должности, неудавшихся богословов, находящихся не у дел
медиков, литераторов и т. д. Для этих людей каждый такой «новый поворот»
означал преодоление и окончательную ликвидацию определенной ступени
исторического развития. Стоило, например, любому философу подвергнуть любой
критике буржуазный либерализм, как этот последний уже считался мертвым,
вычеркнутым из исторического развития и уничтоженным также и практически. То же
было с республиканизмом, социализмом и т. д. Насколько эти ступени развития
были действительно «уничтожены», «превзойдены», «ликвидированы», обнаружилось
позже, во время революции, когда они стали играть главную роль, а об их
философских разрушителях уже и вспоминать перестали.
Сумбурность формы и
содержания, высокомерная пошлость и напыщенный вздор, неописуемая тривиальность
и убогая диалектика, характерные для этой немецкой философии на ее последней стадии,
превосходят все, что когда-либо появлялось в этой области. Сравниться с этим
может только невероятное легковерие публики, принимавшей все это за чистую монету,
за самую последнюю новинку, за «нечто, еще небывалое». Немецкая нация, столь
«основательная»... {здесь рукопись обрывается}
Написано Ф. Энгельсом в
октябре 1850г.
Впервые опубликовано в журнале
«Под знаменем марксизма» №6, 1927г.
Печатается по рукописи
Перевод с немецкого