ОТВЕТ ФРИДРИХА-ВИЛЬГЕЛЬМА IV ДЕПУТАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОПОЛЧЕНИЯ
Кёльн, 18 октября. Фридрих-Вильгельм IV ответил командующему гражданским
ополчением в Берлине Римплеру на его поздравления по случаю 15 октября:
«Я энаю, что героический и храбрый народ
есть также и верный народ. Но не забывайте, что оружие вы получили от
меня, и я вменяю вам в обязанность, чтобы вы взяли на себя охрану порядка,
закона и свободы».
Конституционные короли безответственны,
если считать, что они невменяемы — разумеется, в конституционном
смысле. Их поступки, их слова, их жесты принадлежат не им самим, а ответственным
министрам.
Ганземан, например, уходя в отставку, вложил в уста
короля заявление, что проведение штейновского приказа по армии несовместимо с
конституционной монархией. Пфуль провел этот приказ — именно в
парламентском смысле. Ганземан был скомпрометирован — в конституционном смысле.
Но король сам себе не противоречил, ибо он ничего не говорил — опять-таки в
конституционном смысле.
Таким образом, приведенное выше заявление
короля есть не что иное, как заявление министерства, и как таковое оно
подлежит критике.
Пфуль утверждает, что король создал гражданское ополчение по
собственному побуждению? В таком случае Пфуль утверждает, будто король явился инициатором
мартовской революции, а это бессмыслица — даже в конституционном смысле.
Но дело даже не в этом.
Создав вселенную и королей божьей
милостью, бог предоставил более мелкие промыслы людям. Даже «оружие» и
лейтенантские мундиры производятся земным путем, а земное производство, в
отличие от небесного промысла, ничего не создает из ничего. Оно нуждается в
сырье, орудиях труда и заработной плате, все в таких вещах, которые объединяются
простым названием — издержки производства. Эти издержки производства
государство покрывает за счет налогов, а источником налогов служит национальный
труд. Стало быть, в экономическом смысле остается загадкой, каким
образом какой бы то ни было король может что-либо дать какому бы то ни
было народу. Сперва народ должен изготовить оружие и дать его королю, чтобы
затем иметь возможность получить оружие от короля. Король всегда может давать
лишь то, что дано ему. Так обстоит дело в смысле экономическом. Но конституционные
короли появляются как раз в такое время, когда люди начинают проникать в эту
экономическую тайну. Поэтому первым поводом для свержения королей божьей
милостью были всегда вопросы о налогах. Так было и в Пруссии. Даже нематериальные
товары, привилегии, которые под давлением народов короли давали им,
не только были раньше даны этими народами королям, но обратное получение этих
привилегий народы оплачивали всегда наличными — кровью и звонкой
монетой. Проследите, например, английскую историю с XI столетия, и вы сможете подсчитать довольно точно, сколько
разбитых черепов и сколько фунтов стерлингов стоила каждая конституционная
привилегия. Г-н Пфуль хочет, повидимому, вернуть нас к добрым временам экономической
таблицы Давенанта. В этой таблице об английском производстве говорится,
между прочим, следующее:
§1. Производительные работники: короли,
офицеры, лорды, сельское духовенство и т. д.
§2. Непроизводительные работники: матросы,
крестьяне, ткачи, прядильщики и т. д.
Согласно этой таблице, производит §1, а
получает §2. В этом смысле г-н Пфуль и утверждает, будто король что-то дает.
Заявление Пфуля показывает, чего ждут в
Берлине от героя «хорватского порядка и свободы» {Елачича}.
Последние события в Берлине напоминают
столкновения 23 августа в Вене между гражданским ополчением и народом, также
вызванные камарильей. За этим 23 августа последовало 5 октября.
Написано К. Марксом 18 октября 1848г.
Печатается по тексту газеты
Напечатано в «Neue Rheinische Zeitung» №121, 20 октября 1848г.
Перевод с немецкого