К. МАРКС. «DÉBAT SOCIAL» ОТ 6 ФЕВРАЛЯ О ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
АССОЦИАЦИИ
«Débat Social» от 6 февраля выступает в защиту брюссельской
Демократической ассоциации и ее филиалов. Мы позволим себе сделать несколько
замечаний по поводу способа этой защиты.
Может быть, бельгийская радикальная партия
и заинтересована в том, чтобы доказать католикам, что они действуют вопреки
своим собственным интересам, когда выдвигают обвинения против бельгийской
радикальной партии. Может быть, бельгийская радикальная партия заинтересована в
том, чтобы проводить различие между низшим и высшим духовенством и
вознаграждать духовенство в целом комплиментами за те истины, которые она
высказывает по адресу части этого духовенства. Мы в этом ничего не понимаем. Мы
только удивляемся, как могла «Débat» не заметить, что нападки фландрских католических газет на
демократические ассоциации немедленно были воспроизведены в «Indépendance», a «Indépendence», насколько нам известно, не католическая
газета.
«Débat Social» заявляет, что бельгийцы при помощи демократических
ассоциаций добиваются политических реформ.
Мы полагаем, что «Débat» на минуту забывает о международном характере
Демократической ассоциации. Возможно, что она даже не раз забывала о нем. Ей
пришло на память только то, что общество, стремящееся содействовать успехам
демократии во всех странах, должно в первую очередь оказать действие на страну,
где оно находится.
«Débat Social» не довольствуется заявлением о том, что
бельгийцы желают осуществить при помощи демократических ассоциаций. Она идет
дальше, она говорит о том, чего бельгийцы не желают осуществить с их помощью,
чего, следовательно, нельзя желать, принадлежа к ассоциации, основанной
бельгийцами для достижения политических реформ. Avis aux étrangcrs! {Вниманию
иностранцев!}
«Политические реформы, которых намерены
добиваться бельгийцы при помощи, демократических ассоциаций», — говорит «Débat», — «это отнюдь не те утопии, которыми
увлекаются некоторые демократы в странах, где существующие общественные институты
не позволяют надеяться на проведение действенных реформ, где, таким образом, помыслы
о скромном благосостоянии уже достигших свободы народов столь же рациональны,
как и грезы о воздушных замках. Тот, у кого нет ничего, может с одинаковым
успехом мечтать как о миллионах, так и о ренте или прибыли в сотню талеров».
«Débat» говорит здесь, очевидно, о коммунистах. Мы хотели бы
задать ей вопрос: не в том ли проявляется «скромное благосостояние» «свободной»
Англии, что налог в пользу бедных растет там быстрее, чем население?
Мы хотели бы задать ей вопрос, не разумеет
ли она под «скромным благосостоянием свободных народов» нищету жителей
Фландрии?
Мы хотели бы узнать у нее секрет, с
помощью которого она предполагает заменить заработную плату прибылью или
рентой в 100 талеров. Или же под «скромным благосостоянием свободных
народов» она понимает скромное благосостояние свободных капиталистов и
землевладельцев!
Мы хотели бы, наконец, задать ей вопрос:
уполномочила ли ее брюссельская Демократическая ассоциация изобличать во лжи
утопистов, которые не верят в «скромное счастье свободных народов»?
Но «Débat Social», очевидно, рассуждает не о коммунистах
вообще, а о немецких коммунистах, которые — вследствие того, что
политическое развитие их отечества не позволяет им учредить ни немецкий Альянс,
ни немецкую Либеральную ассоциацию, — с отчаяния бросаются в объятия
коммунизма. Мы обращаем внимание «Débat» на то, что коммунизм ведет свое происхождение из Англии и Франции,
а не из Германии. Немецкий коммунизм является самым решительным противником
всякого утопизма и отнюдь не игнорирует историческое развитие, а, наоборот,
опирается на него; в этом мы заверяем пока «Débat Social» в ответ на ее заверения.
Германия отстала в своем политическом
развитии, ей предстоит еще проделать длинный путь политического развития.
Мы меньше, чем кто-либо, склонны отрицать
это. Но, с другой стороны, мы полагаем, что страна, имеющая более 40 миллионов
населения, готовясь к революции, не станет искать мерило для своего движения в
радикализме свободных малых стран.
Может быть, «Débat» понимает под коммунизмом выдвижение на
первый план классовых противоположностей и классовой борьбы? Но в таком случае
коммунистическим является не коммунизм, а политическая экономия, буржуазное общество.
Роберт Пиль, как мы знаем, предсказывал,
что в результате классовой противоположности в современном обществе должен
разразиться страшный кризис. Даже Гизо, как мы знаем, считал, что в своей
«Истории цивилизации» он лишь изображал определенные формы классовой борьбы. Но
Пиль и Гизо — утописты. Реалистами же являются люди, которые даже упоминание о
социальных явлениях рассматривают как проступок в отношении благонамеренной
житейской мудрости.
«Débat Social» может сколько ей угодно восхищаться Северной
Америкой и Швейцарией и идеализировать их.
Мы спрашиваем ее, может ли когда-нибудь
политический строй Северной Америки быть введен в Европе без крупных социальных
переворотов? По нашему мнению, например, — да простит нам «Débat» нашу дерзость, — для того, чтобы английская
Хартия была выдвинута не отдельными мечтателями, грезившими о всеобщем избирательном
праве, а крупной национальной партией, потребовался длительный процесс объединения
английских рабочих в класс; этой Хартии добиваются с совершенно иной целью, она
должна привести к совершенно иным социальным результатам, чем то, к чему были
когда-либо направлены конституции Америки и Швейцарии или к чему они когда-либо
приводили. В наших глазах утопистами являются как раз те самые люди, которые
отрывают политические формы от их социальной основы и выставляют их в виде
общих, абстрактных догм.
Каким образом «Débat Social» пытается защитить Демократическую ассоциацию,
устраняя одновременно «некоторых демократов», не довольствующихся «скромным
благосостоянием свободных народов», она показывает ниже, когда переходит к
дискуссии, имевшей место в Ассоциации по вопросу о свободе торговли.
«Шесть заседаний», — говорит «Débat», — «были посвящены дискуссии по этому
интересному вопросу, и многие рабочие из различных мастерских нашего города
приводили здесь доводы, которые не могли бы быть сочтены неуместными и на
знаменитом конгрессе экономистов, происходившем в Брюсселе в сентябре прошлого
года».
Этому предшествует утверждение «Débat Social», что Ассоциация почти единогласно
признала целью демократии абсолютную свободу торговли между всеми народами.
После этого «Débat» в том же номере печатает исключительно
бесцветную речь г-на Ле Арди де Больё, состряпанную из самых негодных отбросов
кухмистерской английских фритредеров.
А в заключение восхваляется Кобден.
Кому же после такого освещения вопроса в «Débat Social» придет в голову усомниться, что Ассоциация
значительным большинством голосов высказалась за свободу торговли именно в том
смысле, как ее понимал конгресс экономистов, в том смысле, как ее понимают
буржуазные фритредеры?
Написано К. Марксом, около 10 февраля 1848г.
Напечатано в «Deutsche-Brüsseler-Zeitung» №13, 13 февраля 1848г.
Печатается по тексту газеты
Перевод с немецкого