К. МАРКС. ЛАМАРТИН И
КОММУНИЗМ
Брюссель, 24 декабря. Французские газеты опять печатают
письмо г-на Ламартина. На этот раз речь идет о коммунизме, о котором
поэт-социалист высказывается, наконец, прямо, вынужденный к этому Кабе. При этом Ламартин обещает в ближайшем будущем обстоятельно
заняться этим «важным предметом». Пока же он довольствуется несколькими
краткими оракульскими изречениями.
«Мой взгляд на коммунизм», —
говорит он, — «может быть кратко выражен чувством (!), а именно
следующим образом: если бы бог вверил мне общество дикарей для того, чтобы их
цивилизовать и сделать культурными людьми, то первым институтом, который я им
дал бы, была бы собственность».
«Присвоение человеком себе в
собственность элементов», — продолжает г-н Ламартин, — «является законом
природы и условием жизни. Человек присваивает себе воздух, когда он дышит,
пространство, когда передвигается, землю, когда ее возделывает, и даже время,
увековечивая себя в своих детях; собственность есть организация жизненного
принципа во вселенной; коммунизм был бы смертью для труда и для всего
человечества».
«Ваша мечта», — утешает в
заключение г-н Ламартин г-на Кабе, — «слишком
прекрасна для этой планеты».
Г-н Ламартин борется, таким
образом, против коммунизма, и он не только борется против коммунистической
системы, но и поднимает оружие в защиту «вечности частной собственности». Ибо
его «чувство» подсказывает ему три вещи: 1) что собственность цивилизует людей;
2) что она представляет собой организацию жизненного принципа во вселенной и 3)
что ее противоположность — коммунизм — является слишком
прекрасной мечтой для этого испорченного мира.
Г-н Ламартин,
без сомнения, «чувствует» лучший мир, в котором «жизненный принцип»
«организован» иначе. Но в этой испорченном мире «присвоение» все-таки является
условием жизни.
Нам нет
надобности анализировать смутное чувство г-на Ламартина,
чтобы обнаружить присущие ему противоречия. Заметим лишь одно. Г-н Ламартин полагает, что он доказал вечность буржуазной
собственности своим указанием на то, что собственность вообще составляет
переходную ступень от состояния дикости к состоянию цивилизации, и своим
разъяснением, что право собственности является точно такой же предпосылкой для
процесса дыхания и деторождения, как и для существующей в обществе частной
собственности.
Г-н Ламартин
не видит никакого различия между эпохой перехода от дикости к цивилизации и
нашей эпохой так же, как не видит разницы между «присвоением» воздуха и
«присвоением» общественных продуктов; ведь и то и другое является «присвоением»,
подобно тому как обе эпохи являются «переходными
эпохами»!
Г-н Ламартин
найдет, без сомнения, возможность в своей «обстоятельной» полемике против
коммунизма «логически» вывести из этих общих фраз, вытекающих из его «чувства»,
целый ряд еще более общих фраз. — Может быть, и мы
тогда также найдем возможным «обстоятельнее» рассмотреть его фразы. — На этот
раз мы удовлетворимся передачей нашим читателям тех «чувств», которые противопоставляет
чувствам г-на Ламартина монархически-католическая
газета. Так, в своем вчерашнем номере «Union monarchique» следующим образом высказывается против
чувств г-на Ламартина:
«Мы видим, как эти
просветители человечества оставляют его без руководителей. Жалкие люди! Они отняли у бедняка бога, который давал ему утешение; они отняли у
него небо, они оставили человека одного с его лишениями, с его нищетой.
А затем они приходят и говорят: ты хочешь владеть землею, — она не твоя. Ты
хочешь пользоваться благами жизни,— они принадлежат другим. Ты хочешь получить
долю богатств, — это невозможно; оставайся бедным, оставайся нагим, оставайся
покинутым, умри!»
«Union monarchique» утешает пролетариев с помощью бога. «Bien
Public», газета г-на Ламартина, утешает их с помощью «жизненного принципа».
Написано К. Марксом 24
декабря 1847г.
Напечатано в «Deutsche-Brüsseler-Zeitung» №103, 26 декабря 1847г.
Печатается по тексту
газеты
Перевод с немецкого