К. МАРКС. ЗАМЕТКА ПРОТИВ А. БАРТЕЛЬСА
Г-н Адольф Бартелъс утверждает, что
его общественная жизнь кончена. И в самом деле, он окончательно ушел в частную
жизнь. Каждый раз, когда происходит какое-нибудь политическое событие, он
ограничивается тем, что публикует протесты и во всеуслышание заявляет, что он,
дескать, принадлежит самому себе, что движение возникло без его, г-на
Бартельса, участия и вопреки его, г-на Бартельса, воле и что он считает себя
вправе отказать ему в своей верховной санкции. Каждый согласится, что эта форма
участия в общественной жизни ничем не отличается от всякой другой и что с
помощью всех этих деклараций, заявлений, протестов общественный человек лишь
прикрывается скромной внешностью частного человека. Именно так обнаруживает
себя непонятый и непризнанный гений.
Г-н А. Бартельс прекрасно знает, что,
организуя союз под названием Демократическая ассоциация, демократы различных
наций не ставили себе никакой другой цели, кроме обмена мнениями и достижения
взаимного понимания относительно принципов, которые могли бы служить для объединения
и братства народов. Само собой разумеется, что в обществе, которое ставит себе
подобную цель, обязанностью всех иностранцев является откровенное изложение
своих воззрений, и поистине смешно называть их менторами каждый раз,
когда они берут слово для исполнения своего долга по отношению к ассоциации, к
которой принадлежат. Если г-н А. Бартельс обвиняет иностранцев в желании всех
поучать, то это объясняется тем, что они отказываются выслушивать его
собственные поучения.
Г-н А. Бартельс припомнит, без сомнения,
что во временном комитете, членом которого он состоял, он предложил даже сделать
Немецкое рабочее общество ядром нового общества. Я вынужден был
отклонить это предложение от имени немецких рабочих. Уж не хотел ли случайно
г-н А. Бартельс расставить нам ловушку, чтобы обеспечить себе возможность
прибегнуть впоследствии к доносу?
Г-н Бартельс может, конечно, сколько ему
угодно поносить наши взгляды как «гнусные и варварские». Он не критикует, он не
доказывает, он осуждает и проявляет свою ортодоксальность, осуждая заранее то,
чего он не понимает.
Мы более терпимы, чем г-н А. Бартельс. Мы
прощаем ему его «ипохондрию», которая имеет вполне безобидный характер.
Так как г-н А. Бартельс скорее теократ,
чем демократ, то вполне естественно, что он находит себе союзника в лице «Journal de Bruxelles». Эта газета обвиняет нас в намерении «улучшить
человеческий род». Пусть она успокоится. К счастью, нам-то, немцам,
небезызвестно, что начиная с 1640г. монополия на улучшение человеческого рода
принадлежала исключительно Конгрегации «de propaganda fide». Мы слишком скромны и слишком ничтожны, чтобы стремиться конкурировать
с достопочтенными отцами в этом человеколюбивом промысле. Пусть они дадут себе
труд сравнить отчет «Deutsche-Brüsseler-Zeitung» с отчетом «Northern Star» и они смогут убедиться, что только по
ошибке «Northern Star» вложила в мои уста слова: «Чартисты...
вас будут приветствовать как спасителей человеческого рода».
«Journal de Bruxelles», побуждаемая духом еще большего
милосердия, напоминает нам пример Анахарсиса Клоотса, который окончил
жизнь на эшафоте за то, что вознамерился быть более патриотичным, чем патриоты
1793 и 1794 годов. В этом отношении достопочтенным отцам нельзя сделать
никакого упрека. Они никогда не были более патриотичны, чем патриоты. Наоборот,
их всегда и везде обвиняли в том, что они стремились быть более реакционными,
чем реакционеры, и, хуже того, что они стремились быть в большей мере
правительством, чем само национальное правительство. Когда мы думаем об их
недавнем печальном опыте в Швейцарии, мы готовы признать, что суровые предупреждения,
которые они нам делают, дабы мы избежали противоположной крайности и
аналогичных опасностей, продиктованы великодушием, достойным первых христиан.
Мы выражаем им за это благодарность.
Написано К. Марксом около 17 декабря 1847г.
Печатается по тексту газеты
Перевод с французского
Напечатано на французском языке в «Deutsche-Brüsseler-Zeitung» №101, 19 декабря 1847г.
Подпись: Карл Маркс