Ф. ЭНГЕЛЬС. МАНИФЕСТ г-на ЛАМАРТИНА
На столбцах вашей газеты было недавно
опубликовано это любопытное произведение искусства. Оно делится на две четко
разграниченные части: политические мероприятия и социальные мероприятия.
Что касается политических мероприятий, то они все до одного
заимствованы, почти без изменений, из конституции 1791г.; иными словами, они
представляют собой возврат к требованиям буржуазии в начале революции. В те
годы вся буржуазия, включая даже мелких предпринимателей, была наделена
политической властью, в то время как сейчас доступ к власти предоставлен лишь
крупным капиталистам. В чем же в таком случае заключается смысл политических
мероприятий, предлагаемых г-ном Ламартином? В том, чтобы отдать управление в
руки низших слоев буржуазии, но под видом предоставления его всему народу (в
этом и только в этом состоит смысл его требования всеобщего избирательного
права при двухстепенной системе выборов). А его социальные мероприятия?
Либо это такие меры, которые предполагают, что политическая власть уже перешла
к народу в результате успешной революции, например, бесплатное всеобщее
обучение; либо это меры чистой благотворительности, т. е. меры, призванные
ослабить революционную энергию пролетариев; либо это просто громкие фразы,
лишенные всякого практического смысла, вроде упразднения нищенства чрезвычайным
законом, ликвидации общественных бедствий законодательным путем, учреждения
министерства народной жизни и т. п. Эти мероприятия, поэтому, либо совершенно
бесполезны для народа, либо рассчитаны на удовлетворение его нужд лишь
настолько, чтобы в известной мере обеспечить общественное спокойствие, либо это
только пустые обещания, которые никто не может выполнить, — и в этих двух последних случаях они не только бесполезны, но и вредны. Короче говоря, г-н Ламартин
как с социальной, так и с политической стороны показал себя верным
представителем мелких предпринимателей, низших слоев буржуазии, и как таковой
он разделяет свойственную этому классу иллюзию, будто бы он представляет
трудящихся. В конце манифеста он оказывается настолько глупым, что обращается к
правительству с требованием поддержать его мероприятия. Но ведь именно нынешнее
правительство крупных капиталистов пойдет на что угодно, только не на это.
Поэтому «Réforme» совершенно права, когда она, хотя и
весьма доброжелательно, отдавая дань его благим намерениям, оспаривает
пригодность как самих его мероприятий, так и способа, избранного им для
проведения их в жизнь.
«Это, разумеется», — пишет «Réforme», — «благородные слова, свидетельствующие
о большом сердце, о душевном сочувствии правому делу. Под покровом этих слов
явственно бьется пульс братских чувств, и на наших поэтов и философов они
окажут такое же воодушевляющее действие, какое в Греции времен Перикла
оказывали изречения Платона. Но мы сейчас очень далеки от Перикла, мы живем во
времена, когда царствуют гг. Ротшильд, Фюльширон и Дюшатель, иначе говоря,
троица, олицетворяющая собой деньги, животный страх и полицию; нами управляют
прибыль, привилегии и муниципальная гвардия. Неужели же г-н Ламартин надеется,
что в ответ на его призыв к установлению суверенитета нации и социального
братства эта лига тесно сплоченных интересов, этот зондербунд {особый союз (намёк на швейцарский Зондербунд – реакционный
союз семи католических кантонов)} червонцев, рангов и монополий сдастся и сложит оружие? Ведь в сфере
зла, как и в сфере добра, все в нашем мире связано между собой, одно поддерживает
другое, ничто не существует изолированно; и вот почему даже самые возвышенные
программы депутата от Макона {Ламартина} будут уноситься как благоуханный летний зефир,
замирать, как пустой звук трубы, пока они будут отмечены родимым пятном всякой
монополии — феодальным нарушением права и равенства. И эта лига привилегированных
классов особенно тесно сплочена именно сейчас, когда правительственная система
находится во власти судорожного страха.
Что же до предлагаемых им институтов, то
официальные круги страны и их главари называют такие вещи философскими
леденцами: гг. Дюшатель и Гизо посмеются над ними, и если депутат от Макона не
поищет где-нибудь оружия и солдат для защиты своих идей, он до конца жизни
будет говорить красивые слова и не продвинется вперед ни на шаг! Если же он обращается
не к правительству, а к миллионам, мы скажем ему, что он идет по неправильному
пути и никогда не завоюет на сторону своей системы — системы многостепенных
выборов, налога в пользу бедных и благотворительности — ни революции, ни
мыслящих людей, ни народа. Ведь принципы социального и политического возрождения
были найдены еще пятьдесят лет тому назад. Всеобщее избирательное право, прямые
выборы, жалованье народным представителям — вот основные условия политического
суверенитета. Равенство, свобода, братство — вот принципы, которые должны бы
управлять всеми общественными институтами. А вот налог в пользу бедных основан
далеко не на братстве и в то же время он является оскорбительным, хотя и весьма
беспомощным, отрицанием равенства. Нам нужна не английская буржуазная
практичность, а совершенно новая социально-экономическая система, которая осуществила
бы права и удовлетворила бы нужды всех граждан».
Несколько дней спустя был опубликован
второй манифест г-на Ламартина, о внешней политике Франции. В нем он утверждает,
что система умиротворения, которой французское правительство придерживалось с
1830г., является единственно правильным образом действий. Он прикрывает пышными
фразами гнусное поведение французского правительства, которое сначала
подстрекало Италию и другие страны к восстанию, а потом бросило их на произвол
судьбы. Приводим убедительный ответ «Réforme» на этот медоточивый манифест:
«Законное и единственное средство нашего
освобождения — священную войну во имя принципов — г-н Ламартин приносит в
жертву теории умиротворения, которая будет оставаться простым проявлением слабости,
ложью и даже актом предательства, пока отношения между народами основываются на
политике дипломатов и эгоизме правительств. Слов нет, мир — это конечное
требование цивилизации; но что значит мир с Николаем, царем России? Душитель
целых народов, палач, посылающий их сыновей на виселицы, ведущий беспощадную
войну даже против надежд и воспоминаний, топящий в слезах и крови великую,
прекрасную страну! По отношению к человечеству, к цивилизации, к самой Франции
мир с этим неистовым палачом равносилен трусости; по отношению к справедливости,
к праву, к революции он равносилен преступлению! Что значит мир с Меттернихом,
который нанимает полчища убийц, который в интересах коронованного эпилептика
лишает свободы целые народы? Что значит мир со всеми этими мелкими европейскими
цезарями, разорившимися распутниками или мерзкими ханжами, которые сегодня
правят в угоду иезуитам, а завтра — в угоду куртизанке? Что значит мир с аристократическим
и торгашеским английским правительством, тираном морей, душителем свободы
Португалии, правительством, которое выжимает деньги даже из нищенских лохмотьев
своего народа? Повторяем, мир с этими ростовщиками, с этими отравителями
является для революционной страны трусостью, позором, преступлением, моральным
падением, банкротством не только интересов, но и права и чести».
Другие парижские газеты тоже высказали
свое несогласие с различными пунктами программы г-на Ламартина. Однако он
продолжает разъяснять принципы этой программы в своей газете «Bien Public», выходящей в Маконе. Через несколько месяцев
мы сможем судить о том, какое впечатление его новый шаг произведет на палату
депутатов.
Написано ф. Энгельсом в начале ноября 1847г
Печатается по тексту газеты
Перевод с английского
Напечатано в газете «The Northern Star» №525, 13 ноября 1847г. с пометкой
редакции: «От нашего
парижского корреспондента»