ПРЕДИСЛОВИЕ
К несчастью г-на Прудона его странным
образом не понимают в Европе. Во Франции за ним признают право быть плохим
экономистом, потому что там он слывет за хорошего немецкого философа. В
Германии за ним, напротив, признается право быть плохим философом, потому что
там он слывет за одного из сильнейших французских экономистов. Принадлежа
одновременно к числу и немцев и экономистов, мы намерены протестовать против
этой двойной ошибки.
Читатель поймет, почему, выполняя этот
неблагодарный труд, мы часто должны были отвлекаться от критики г-на Прудона,
чтобы приниматься за критику немецкой философии и одновременно делать некоторые
замечания по политической экономии.
Брюссель, 15 июня 1847г.
Карл Маркс
Труд г-на Прудона не просто какой-нибудь
политико-экономический трактат, не какая-нибудь обыкновенная книга, это —
своего рода библия; там есть все: «тайны», «секреты, исторгнутые из недр
божества», «откровения». Но так как в наше время пророков судят строже, чем
обыкновенных авторов, то читателю придется безропотно пройти вместе с нами
область бесплодной и туманной эрудиции «Книги бытия», чтобы потом уже подняться
вместе с г-ном Прудоном в эфирные и плодоносные сферы сверх-социализма
(см. Прудон, «Философия нищеты», пролог, стр. III, строка 20).