III
СВЯТОЙ МАКС
«Was jehen mir die jrinen Beeme an?»
Святой Макс эксплуатирует, «употребляет»
или «использует» собор для того, чтобы дать длинный апологетический комментарий
к «Книге», которая есть не какая-нибудь книга, а «Книга», книга как
таковая, книга в её чистом виде, т. е. совершенная книга, Священная Книга,
книга как нечто священное, книга как воплощение святыни, книга в небесах, а
именно — «Единственный и его собственность». Сия «Книга» ниспала, как
известно, с неба к концу 1844г. и приняла рабий облик у О. Виганда, в Лейпциге.
Так она обрекла себя превратностям земной жизни и подверглась нападению со
стороны трёх «единственных» — таинственной личности Шелиги,
гностика Фейербаха и Гесса. Как бы ни возвышался всегда
святой Макс в качестве творца над собой как творением, а равно и над прочими
своими творениями, он всё-таки преисполнился состраданием к своему слабому
детищу и испустил — дабы защитить и укрыть его от опасностей — громкий
«ликующий критический клич». — Чтобы постигнуть этот «ликующий критический
клич», а также таинственную личность Шелиги
во всём их значении, мы должны здесь заняться в известной мере церковной
историей и присмотреться внимательней к «Книге». Или, говоря языком святого
Макса: мы «эпизодически вставим» «в этом месте» церковно-историческое
«размышление» о «Единственном и его собственности» «исключительно потому»,
«что, нам думается, такое размышление могло бы способствовать уяснению
остального».
«Врата, возвысьте верхи ваши, и
возвысьтесь, двери вечные, и да входит царь славы. — Кто сей царь славы?
«Полководец» крепкий и сильный, «полководец» сильный в брани. Врата, возвысьте
верхи ваши, и возвысьтесь, двери вечные, и да входит царь славы! — Кто сей
царь славы? Господь Единственный. Он — царь славы» (Книга псалмов, 24, 7—10).