ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ
1
Главный недостаток всего предшествующего
материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет,
действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в
форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность,
практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона,
в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно,
так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности
как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно
отличными от мысленных объектов, но самоё человеческую деятельность он берёт не
как предметную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рассматривает,
как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика
берётся и фиксируется только в грязно-торгашеской форме её проявления. Он не понимает поэтому значения «революционной»,
«практически-критической» деятельности.
2
Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.
Спор о действительности или
недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический
вопрос.
3
Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и изменённого воспитания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна).
Совпадение изменения обстоятельств и
человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято
только как революционная практика.
4
Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остаётся ещё не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностыо и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своём противоречии, а затем практически революционизирована путём устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована.
5
Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность.
6
Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.
Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:
1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Gemüt] обособленно и предположить абстрактного — изолированного — человеческого индивида;
2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами.
7
Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чувство» само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к определённой общественной форме.
8
Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят своё рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.
9
Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т. е. материализм, который понимает чувственность не как практическую деятельность, это — созерцание им отдельных индивидов в «гражданском обществе».
10
Точка зрения старого материализма есть «гражданское»
общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество,
или обобществившееся человечество.
11
Философы лишь различным образом объясняли
мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.
Написано К, Марксом весной 1845г. Впервые опубликовано Ф. Энгельсом в 1888г. в приложении к отдельному изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» |
Печатается по тексту издания
1888г., Перевод с немецкого |