В. И. Ленин. ИМПЕРИАЛИЗМ КАК ВЫСШАЯ
СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая вниманию
читателя брошюра написана мной весной 1916г. в Цюрихе. В тамошних условиях
работы мне приходилось, естественно, терпеть известный недостаток во
французской и английской литературе и очень большой недостаток — в литературе русской.
Но все же главный английский труд об империализме, книгу Дж. А. Гобсона, я
использовал с тем вниманием, которого этот труд, по моему убеждению,
заслуживает.
Брошюра писана для царской
цензуры. Поэтому я не только был вынужден строжайше ограничить себя
исключительно теоретическим — экономическим в особенности — анализом, но и
формулировать необходимые немногочисленные замечания относительно политики с
громаднейшей осторожностью, намеками, тем эзоповским — проклятым эзоповским —
языком, к которому царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они
брали в руки перо для «легального» произведения.
Тяжело перечитывать теперь, в
дни свободы, эти искаженные мыслью о царской цензуре, сдавленные, сжатые в
железные тиски места брошюры. О том, что империализм есть канун социалистической
революции, о том, что социал-шовинизм (социализм на словах, шовинизм на деле)
есть полная измена социализму, полный переход на сторону буржуазии, что этот
раскол рабочего движения стоит в связи с объективными условиями империализма и
т. п. — мне приходилось говорить «рабьим» языком, и я вынужден отослать
читателя, интересующегося вопросом, к выходящему вскоре переизданию моих
зарубежных статей 1914— 1917 годов. Особенно стоит отметить одно место, на
странице 119—120: чтобы в цензурной форме пояснить читателю, как бесстыдно лгут
капиталисты и перешедшие на их сторону социал-шовинисты (с коими так
непоследовательно борется Каутский) по вопросу об аннексиях, как бесстыдно они прикрывают
аннексии своих капиталистов, я вынужден был взять пример... Японии!
Внимательный читатель легко подставит вместо Японии — Россию, а вместо Кореи —
Финляндию, Польшу, Курляндию, Украину, Хиву, Бухару, Эстляндию и прочие не
великороссами заселенные области.
Я бы хотел надеяться, что моя
брошюра поможет разобраться в основном экономическом вопросе, без изучения
которого нельзя ничего понять в оценке современной войны и современной
политики, именно: в вопросе об экономической сущности империализма.
Автор
Петроград. 26 апреля 1917
года.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ФРАНЦУЗСКОМУ И НЕМЕЦКОМУ
ИЗДАНИЯМ
I
Настоящая книжка написана,
как указано в предисловии к русскому изданию, в 1916 году для царской цензуры.
Я не имею возможности переделать весь текст в настоящее время, да это было бы,
пожалуй, нецелесообразно, ибо основная задача книги была и остается: показать
по сводным данным бесспорной буржуазной статистики и признаниям буржуазных
ученых всех стран, какова была итоговая картина всемирного капиталистического
хозяйства, в его международных взаимоотношениях, в начале XX века, накануне первой всемирной империалистской войны.
Отчасти будет даже
небесполезно для многих коммунистов в передовых капиталистических странах убедиться
на примере этой, легальной с точки зрения царской цензуры, книжки в
возможности — и необходимости — использовать даже те слабые остатки
легальности, которые остаются еще для коммунистов в современной, скажем,
Америке или во Франции после недавнего, почти поголовного ареста коммунистов,
для разъяснения всей лживости социал-пацифистских взглядов и надежд на «мировую
демократию». А самые необходимые дополнения к этой подцензурной книжке я
попытаюсь дать в настоящем предисловии.
II
В книжке доказано, что война
1914—1918 годов была с обеих сторон империалистской (т. е. захватной,
грабительской, разбойнической) войной, войной из-за дележа мира, из-за раздела
и передела колоний, «сфер влияния» финансового капитала и т. д.
Ибо доказательство того,
каков истинный социальный, или вернее: истинный классовый характер войны содержится,
разумеется, не в дипломатической истории войны, а в анализе объективного положения
командующих классов во всех воюющих державах. Чтобы изобразить
это объективное положение, надо взять не примеры и не отдельные данные (при
громадной сложности явлений общественной жизни можно всегда подыскать любое
количество примеров или отдельных данных в подтверждение любого положения), а
непременно совокупность данных об основах хозяйственной жизни всех
воюющих держав и всего мира.
Именно такие сводные данные,
которые не могут быть опровергнуты, приведены мной в картине раздела, мира в
1876 и 1914 годах (в §6) и раздела желдорог всего мира в 1890 и 1913
годах (в §7). Желдороги, это — итоги самых главных отраслей капиталистической
промышленности, каменноугольной и железоделательной, итоги — и наиболее
наглядные показателя развития мировой торговли и буржуазно-демократической
цивилизации. Как связаны желдороги с крупным производством, с монополиями, с
синдикатами, картелями, трестами, банками, с финансовой олигархией, это
показано в предыдущих главах книги. Распределение желдорожной сети, неравномерность
его, неравномерность ее развития, это — итоги современного, монополистического
капитализма во всемирном масштабе. И эти итоги показывают абсолютную
неизбежность империалистских войн на такой хозяйственной основе, пока
существует частная собственность на средства производства.
Постройка желдорог кажется
простым, естественным, демократическим, культурным, цивилизаторским предприятием:
такова она в глазах буржуазных профессоров, которым платят за подкрашивание
капиталистического рабства, и в глазах мелкобуржуазных филистеров. На деле
капиталистические нити, тысячами сетей связывающие эти предприятия с частной
собственностью на средства производства вообще, превратили эту постройку в
орудие угнетения миллиарда людей (колонии плюс полуколонии), т. е.
больше половины населения земли в зависимых странах и наемных рабов капитала в
«цивилизованных» странах.
Частная собственность,
основанная на труде мелкого хозяина, свободная конкуренция, демократия, — все
эти лозунги, которыми обманывают рабочих и крестьян капиталисты и их пресса,
остались далеко позади. Капитализм перерос во всемирную систему колониального
угнетения и финансового удушения горстью «передовых» стран гигантского большинства
населения земли. И дележ этой «добычи» происходит между 2—3 всемирно
могущественными, вооруженными с ног до головы хищниками (Америка, Англия,
Япония), которые втягивают в свою войну из-за дележа своей добычи
всю землю.
III
Брест-Литовский мир, продиктованный
монархической Германией, а затем гораздо более зверский и подлый Версальский
мир, продиктованный «демократическими» республиками, Америкой и Францией, а
также «свободной» Англией, сослужили полезнейшую службу человечеству,
разоблачив как наемных чернильных кули империализма, так и реакционных мещан,
хотя бы и называющих себя пацифистами и социалистами, которые воспевали
«вильсонизм», доказывали возможность мира и реформ при империализме.
Десятки миллионов трупов и
калек, оставленных войной, войной из-за того, английская или германская группа
финансовых разбойников должна получить больше добычи, и затем два этих «мирных
договора» открывают глаза с невиданной прежде быстротой миллионам и десяткам
миллионов забитых, задавленных, обманутых, одураченных буржуазией людей. На
почве всемирного разорения, созданного войной, растет, таким образом, всемирный
революционный кризис, который, какие бы долгие и тяжелые перипетии он ни
проходил, не может кончиться иначе, как пролетарской революцией и ее победой.
Базельский манифест II Интернационала, давший в 1912 году оценку именно той войне,
которая наступила в 1914 году, а не войне вообще (войны бывают разные, бывают и
революционные), этот манифест остался памятником, разоблачающим весь позорный
крах, все ренегатство героев II Интернационала.
Я перепечатываю поэтому этот
манифест в приложении к настоящему изданию и обращаю внимание читателей еще и
еще раз, что герои II Интернационала
так же заботливо обходят те места этого манифеста, где говорится точно, ясно,
прямо о связи именно этой грядущей войны с пролетарской революцией, — обходят
так же заботливо, как вор обходит то место, где он совершил кражу.
IV
Особенное внимание уделено в
настоящей книжке критике «каутскианства», международного идейного течения,
которое представлено во всех странах мира «виднейшими теоретиками», вождями II Интернационала (в Австрии — Отто Бауэр и К0, в
Англии — Рамсей Макдональд и др., во Франции — Альбер Тома и т. д. и т. п.) и
массой социалистов, реформистов, пацифистов, буржуазных демократов, попов.
Это идейное течение есть, с
одной стороны, продукт разложения, гниения II Интернационала, а с другой стороны — неизбежный плод
идеологии мелких буржуа, которых вся жизненная обстановка держит в плену
буржуазных и демократических предрассудков.
У Каутского и подобных ему
подобные взгляды есть полное отречение именно от тех революционных основ
марксизма, которые этот писатель защищал десятки лет, специально, между прочим,
в борьбе с социалистическим оппортунизмом (Бернштейна, Мильерана, Гайндмана,
Гомперса и т. п.). Не случайно поэтому, что во всем мире «каутскианцы»
объединились теперь практически-политически с крайними оппортунистами (через II или желтый Интернационал) и с буржуазными правительствами
(через коалиционные буржуазные правительства с участием социалистов).
Растущее во всем мире
пролетарское революционное движение вообще, коммунистическое в особенности не
может обойтись без анализа и разоблачения теоретических ошибок «каутскианства».
Это тем более так, что пацифизм и «демократизм» вообще, нисколько не претендующие
на марксизм, но совершенно так же, как Каутский и К0, затушевывающие
глубину противоречий империализма и неизбежность порожденного им революционного
кризиса, — эти течения распространены еще чрезвычайно сильно во всем мире. И
борьба с этими течениями обязательна для партии пролетариата, которая должна
отвоевывать от буржуазии одураченных ею мелких хозяйчиков и миллионы
трудящихся, поставленных в более или менее мелкобуржуазные условия жизни.
Необходимо сказать несколько
слов о главе VIII:
«Паразитизм и загнивание капитализма». Как уже отмечено в тексте книги,
Гильфердинг, бывший «марксист», теперь соратник Каутского и один из главных
представителей буржуазной, реформистской политики в «Независимой с.-д. партии
Германии», сделал по этому вопросу шаг назад по сравнению с откровенным пацифистом
и реформистом, англичанином Гобсоном. Международный раскол всего рабочего
движения теперь уже обнаружился вполне (II и III Интернационал). Обнаружился также и факт вооруженной борьбы и гражданской
войны между обоими течениями: поддержка Колчака и Деникина в России
меньшевиками и «социалистами-революционерами» против большевиков, шейдемановцы
и Носке с К0 в Германии с буржуазией против спартаковцев, тоже в Финляндии,
Польше, Венгрии и т. д. В чем же экономическая основа этого
всемирно-исторического явления?
Именно в паразитизме и
загнивании капитализма, которые свойственны его высшей исторической стадии, т.
е. империализму. Как доказано в настоящей книжке, капитализм выделил теперь горстку
(менее одной десятой доли населения земли, при самом «щедром» и
преувеличенном расчете менее одной пятой) особенно богатых и могущественных
государств, которые грабят — простой «стрижкой купонов» — весь мир. Вывоз капитала
дает доход 8—10 миллиардов франков в год, по довоенным ценам и довоенной
буржуазной статистике. Теперь, конечно, много больше.
Понятно, что из такой
гигантской сверхприбыли (ибо она получается сверх той прибыли, которую
капиталисты выжимают из рабочих «своей» страны) можно подкупать рабочих
вождей и верхнюю прослойку рабочей аристократии. Ее и подкупают капиталисты
«передовых» стран — подкупают тысячами способов, прямых и косвенных, открытых и
прикрытых.
Этот слой обуржуазившихся
рабочих или «рабочей аристократии», вполне мещанских по образу жизни, по
размерам заработков, по всему своему миросозерцанию, есть главная опора II Интернационала, а в наши дни главная социальная (не
военная) опора буржуазии. Ибо это настоящие агенты буржуазии в
рабочем движении, рабочие приказчики класса капиталистов (labor lieutenants of the capitalist class), настоящие проводники реформизма и
шовинизма. В гражданской войне пролетариата с буржуазией они неизбежно
становятся, в немалом числе, на сторону буржуазии, на сторону «версальцев»
против «коммунаров».
Не поняв экономических корней
этого явления, не оценив его политического и общественного значения, нельзя
сделать ни шага в области решения практических задач коммунистического движения
и грядущей социальной революции.
Империализм есть канун
социальной революции пролетариата. Это подтвердилось с 1917 года в всемирном
масштабе.
6 июля 1920г.
Н. Ленин