В. И. Ленин. ЕСТЬ ЛИ СВОЯ ЛИНИЯ У ОК И У
ФРАКЦИИ ЧХЕИДЗЕ?
Окисты и в своем сборнике и еще
определеннее в своем отчете Международной социалистической комиссии (№2
Бюллетеня, вышедшего по-немецки 27.XI.1915) стараются уверить публику, что у фракции Чхеидзе и у
ОК есть своя линия, вполне интернационалистская и несогласная с линией «Нашего
Дела». Эти уверения представляют из себя самую вопиющую неправду. Во-первых, со
времени образования ОК (август 1912) мы видели много лет полнейшую
политическую солидарность во всем основном и теснейшее политическое
сотрудничество фракции Чхеидзе и ОК с группой «Нашей Зари», причем только эта
группа вела систематическую работу в массах (ежедневные газеты ликвидаторов).
Сколько-нибудь существенное расхождение столь близких «друзей» надо доказать не
словами, а серьезными фактами. Ни одного такого факта нет. Во-вторых, в
течение ряда лет, 1912—1914, фракция Чхеидзе и ОК играли роль пешек при
«Нашей Заре», защищали ее политику систематически, что прекрасно известно
рабочим Питера и других мест, причем ни единого раза они не оказали
никакого влияния на изменение политики «Нашей Зари», «Луча» и т. д.
В политике, касающейся масс, —
например, в борьбе со «стачечным азартом», в выборах руководителей крупнейших
профессиональных союзов (металлисты и др.) и важнейших страховых учреждений
(Всероссийский страховой совет) — группа «Нашей Зари» и только она выступала
самостоятельно, ОК и фракция Чхеидзе лишь помогали ей, служили ей верой и
правдой. В-третьих, за полтора года войны нет ни единого факта, который
бы свидетельствовал об изменении этих, годами сложившихся, отношений фракции
Чхеидзе и ОК к «Нашей Заре». Напротив, есть обратные факты, даже из таких,
которые доступны огласке (большинство фактов этого порядка огласке не
подлежат). Факт, что ни единого выступления в России ни со стороны ОК ни
со стороны фракции Чхеидзе против политики «Нашего Дела» нет, а чтобы
добиться действительного ее изменения, необходимо не одно выступление, а длительная
и победоносная борьба, ибо «Наше Дело» есть политическая величина, питаемая
либеральными связями, а ОК и фракция Чхеидзе суть политические декорации. Факт,
что вполне и целиком ведущие политику «Нашего Дела» газеты «Утро» и «Рабочее
Утро» подчеркивают даже внешним образом свою политическую близость к фракции
Чхеидзе и говорят от имени всего Августовского блока. Факт, что фракция Чхеидзе
делает денежные сборы для «Рабочего Утра». Факт, что вся фракция Чхеидзе начала
сотрудничать в самарской социал-шовинистской газете «Наш Голос» (см.
№17). Факт, что виднейший член фракции Чхеидзе, именно Чхенкели, выступил в
печати, в журнале «оборонцев» или социал-шовинистов «Современный Мир», в
журнале гг. Плеханова и Алексинского, с принципиальными заявлениями вполне в
духе Плеханова, «Нашего Дела», Каутского, Аксельрода. Мы уже давно цитировали
это заявление Чхенкели, и ни окисты в своем сборнике ни Троцкий в своем «Нашем
Слове» не взялись защищать этого заявления, хотя они берутся защищать и рекламировать
фракцию Чхеидзе. В 4-х, прямые политические выступления от имени всей фракции
Чхеидзе и всего ОК доказывают наши положения. Берем важнейшие выступления, которые
перепечатаны в сборнике ОК: декларацию Чхеидзе с К0 и прокламацию
ОК. Точка зрения обоих этих документов одинаковая, позиция у них одна и
та же. Так как ОК есть самое высшее руководящее учреждение «Августовского
блока» против нашей партии и так как ОК издал нелегальную прокламацию, т. е.
мог говорить свободнее и прямее, чем Чхеидзе в Думе, то рассмотрим именно эту
прокламацию.
Интересно, между прочим, что об этой
прокламации был уже спор в немецкой социал-демократической печати, в бернской
социал-демократической газете. Ее сотрудник назвал эту прокламацию
«патриотической». Заграничный секретариат ОК возмутился, напечатал возражение,
заявил, что и «мы, заграничный секретариат, повинны в таком патриотизме»,
призвал в качестве как бы судьи редакцию газеты, доставив ей полный немецкий
перевод прокламации. Заметим от себя, что это — редакция заведомо пристрастная
к ОК, рекламирующая его. Что же сказала эта, пристрастная к ОК, редакция?
«Мы прочли прокламацию ОК, — сказала
редакция (№250), — и должны признаться, что ее текст несомненно может вызвать
недоразумения и придать целому такой смысл, который, может быть, чужд авторам
прокламации».
Почему окисты не перепечатали в своем
сборнике этого отзыва редакции, которую они сами звали в судьи? Потому что это
— отзыв друзей ОК, которые публично отказались защищать ОК! Отзыв написан с
изысканной, дипломатической вежливостью, которая особенно подчеркивает желание
редакции сказать Аксельроду и Мартову «приятность». И оказалось, что самая большая
«приятность» такова: «может быть (только «может быть»!) ОК сказал не то,
что он хотел сказать; но то, что он сказал, «несомненно может вызвать недоразумения»»!!
Мы усердно приглашаем читателей
ознакомиться с прокламацией ОК, перепечатанной и в Листке Бунда (№9). Всякий,
внимательно прочитавший ее, увидит простые и ясные факты: (1) ни единого слова,
принципиально отвергающего всякую оборону страны в данной войне, прокламация не
содержит; (2) абсолютно ничего, принципиально неприемлемого для «оборонцев» или
«социал-шовинистов», в прокламации нет; (3) целый ряд фраз в прокламации вполне
однородны с «оборончеством»: «пролетариат не может относиться безразлично к
надвигающемуся разгрому» (почти буквально то же в «Рабочем Утре» №2:
«небезразличное отношение» к «спасению страны от разгрома»); «пролетариат
кровно заинтересован в самосохранении страны»; «всенародная революция» должна
спасти страну «от внешнего разгрома», и т. д. Тот, кто действительно враждебен
социал-шовинизму, должен был бы вместо подобных фраз сказать: помещики,
царь и буржуазия лгут, называя самосохранением страны сохранение гнета
великороссов над Польшей, ее насильственное удержание; — лгут, когда фразами о
спасении «страны» от разгрома прикрывают стремления «спасти» великодержавные
привилегии и отвлекают пролетариат от задач борьбы против международной буржуазии.
Признавать в одно и то же время международную солидарность пролетариата воюющих
стран в грабительской, империалистской войне и допустимость фраз о «спасении от
разгрома» одной из этих стран значит лицемерить, значит превращать в
пустейшую, лживую декламацию все свои заявления. Ибо это значит ставить тактику
пролетариата в зависимость от военного положения данной страны в данный момент,
а раз так, то правы и французские социал-шовинисты, помогающие «спасать от
разгрома» Австрию или Турцию.
Заграничный секретариат ОК в немецкой социал-демократической
печати (бернская газета) выдвинул еще один софизм, настолько бесстыдный,
настолько грубый, настолько «подделанный» для уловления специально немцев, что
перед русской публикой окисты благоразумно воздержались от повторения этого
софизма.
«Если это патриотизм, — пишут они перед
немцами в тоне благородного негодования, — указывать пролетариату на революцию,
как на единственное средство спасения страны от гибели», то и мы такие же
патриоты, «мы желали бы, чтобы Интернационал имел побольше таких «патриотов» в
каждой социалистической партии; мы выражаем уверенность, что Либкнехт, Роза
Люксембург, Мергейм были бы очень довольны видеть вокруг себя побольше таких
«патриотов», которые бы обращались к немецким и французским рабочим с такими
прокламациями».
Шулерский прием налицо: пятеро секретарей
превосходно знают, что во Франции и в Германии, идущих навстречу
социалистической революции, нет и тени буржуазной революционности, нет и
тени буржуазного общественного движения, стремящегося к революции ради победы
над врагом. А в России, именно потому, что она идет навстречу буржуазно-демократической
революции, такое движение заведомо есть. Пятеро секретарей обманывают
немцев забавным софизмом: ОК и Чхеидзе с К0 не могут быть революционерами-шовинистами
в России, ибо в Европе соединение революционности с шовинизмом есть абсурд!
Да, в Европе это абсурд. А в России это
факт. Вы можете упрекать «призывцев», что они плохие буржуазные революционеры,
но что они по-своему соединяют шовинизм с революционностью, этого вы отрицать
не можете. Июльская конференция народников в России, «Наше Дело» и «Рабочее
Утро» в этом отношении вполне и целиком стоят на позиции «призывцев», они тоже
соединяют шовинизм с революционностью.
Фракция Чхеидзе в ее декларации (стр. 141
—143 сборника ОК) заняла ту же позицию. У Чхеидзе те же шовинистские
фразы об «опасности разгрома», и если он признает империалистский характер
войны, «мир без аннексий», «общие задачи всего международного пролетариата»,
«борьбу за мир» и пр. и пр., то ведь это признает и «Рабочее Утро», это
признают и русские народники — мелкие буржуа. В том же сборнике ОК, на стр.
146, можно прочесть, что мелкобуржуазные народники признали и империалистский
характер войны, и «мир без аннексий», и необходимость для социалистов (народники
ведь, как и «Рабочее Утро», хотят слыть социалистами) «стремиться к скорейшему
воссозданию международной солидарности социалистической организации для прекращения
войны» и пр. У народников — мелких буржуа все эти фразы служат для прикрытия лозунга
«национальной обороны», который они прямо выдвинули, а у Чхеидзе и ОК, как и у
«Рабочего Утра», этот же лозунг назван «спасением страны ох разгрома»!!
Итог получается тот, что и Чхеидзе и ОК
наговорили революционных фраз, ровнехонько ни к чему не обязывающих,
ровнехонько ничем не мешающих деловой политике призывцев и нашедельцев, а об
этой политике промолчали. Участие в военно-промышленных комитетах они так
или иначе поддерживают.
Поменьше бы фраз о революции, господа,
побольше ясности, прямоты и честности в деловой политике сегодняшнего дня. Вы обещаете
быть революционерами, а сейчас помогаете шовинистам, буржуазии, царизму,
либо прямо защищая участие рабочих в военно-промышленных комитетах, либо молча
прикрывая участников, не борясь с ними.
Мартов может ухищряться как ему угодно.
Троцкий может кричать против нашей фракционности, прикрывая этими криками
(старый рецепт тургеневского... героя!) свои должно быть нефракционные «виды»
на то, что какой-нибудь имярек из фракции Чхеидзе с Троцким «согласен» и клянется
в своей левизне, интернационализме и пр. Факт остается фактом. Ни тени
серьезного политического различия нет не только между ОК и фракцией
Чхеидзе, но и между обоими этими учреждениями и «Рабочим Утром» или «Призывом».
Поэтому на деле они и идут все
вместе против нашей партии, за буржуазную политику участия рабочих в
военно-промышленных комитетах, вместе с беспартийными рабочими и народниками. А
словесные оговорки и божба «заграничных секретарей», что они «не согласны»,
остаются пустыми фразами, которые действительной политики масс так же не
затрагивают, как клятвы Зюдекума, Легина, Давида, что они «за мир» и «против
войны», не очищают их от шовинизма.
«Социал-Демократ» №50, 18 февраля 1916г.
Печатается по тексту газеты «Социал-Демократ»