РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЛЕТАРИАТ И ПРАВО НАЦИЙ НА
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Циммервальдский манифест, как и
большинство программ или тактических резолюций с.-д. партий, провозглашает
«право наций на самоопределение». Парабеллум в №№252—253 «Berner Tagwacht» объявляет «иллюзорной» «борьбу за несуществующее
право на самоопределение» и противопоставляет ей «революционную массовую
борьбу пролетариата против капитализма», уверяя при этом, что «мы против
аннексий» (это уверение пять раз повторено в статье Парабеллума) и
против всяких насилий над нациями.
Мотивировка позиции Парабеллума сводится к
тому, что теперь все национальные вопросы, эльзас-лотарингский, армянский и
др., суть вопросы империализма, — что капитал перерос рамки национальных
государств, — что нельзя «повернуть колесо истории назад» к отжившему идеалу
национальных государств и т. д.
Посмотрим, правильны ли рассуждения
Парабеллума.
Во-первых, именно Парабеллум смотрит
назад, а не вперед, когда, идя в поход против принятия рабочим классом «идеала
национального государства», обращает свои взоры на Англию, Францию, Италию,
Германию, т. е. на страны, где национально-освободительное движение лежит в
прошлом, а не на Восток, Азию, Африку, колонии, где это движение лежит в
настоящем и будущем. Достаточно назвать Индию, Китай, Персию, Египет.
Далее. Империализм означает перерастание капиталом рамок национальных
государств, он означает расширение и обострение национального гнета на новой
исторической основе. Отсюда
вытекает, вопреки Парабеллуму, именно то, что мы должны связать революционную
борьбу за социализм с революционной программой в национальном вопросе.
У Парабеллума выходит так, что во имя социалистической
революции он с пренебрежением отбрасывает последовательно революционную
программу в демократической области. Это неправильно. Пролетариат не может
победить иначе, как через демократию, т. е. осуществляя демократию полностью и
связывая с каждым шагом своей борьбы демократические требования в самой
решительной их формулировке. Нелепо противопоставлять социалистическую революцию
и революционную борьбу против капитализма одному из вопросов демократии,
в данном случае национальному. Мы
должны соединить революционную борьбу против капитализма с революционной
программой и тактикой по отношению ко всем демократическим требованиям:
и республики, и милиции, и выбора чиновников народом, и равноправия женщин, и
самоопределения наций и т. д. Пока существует капитализм, все эти требования
осуществимы лишь в виде исключения и притом в неполном, искаженном виде. Опираясь на осуществленный уже
демократизм, разоблачая его неполноту при капитализме, мы требуем свержения
капитализма, экспроприации буржуазии, как необходимой базы и для уничтожения
нищеты масс и для полного и всестороннего проведения всех демократических
преобразований. Одни из этих преобразований будут начаты до свержения
буржуазии, другие в ходе этого свержения, третьи после него. Социальная
революция не одна битва, а эпоха целого ряда битв по всем и всяческим вопросам
экономических и демократических преобразований, завершаемых лишь экспроприацией
буржуазии. Как раз во имя этой конечной цели мы должны дать последовательно
революционную формулировку каждого из наших демократических требований.
Вполне мыслимо, что рабочие какой-либо определенной страны свергнут буржуазию до
осуществления хотя бы одного коренного демократического преобразования
полностью. Но совершенно немыслимо, чтобы пролетариат, как исторический класс,
мог победить буржуазию, если он не будет подготовлен к этому воспитанием в духе
самого последовательного и революционно-решительного демократизма.
Империализм есть прогрессирующее угнетение
наций мира горсткой великих держав, есть эпоха войн между ними за расширение и
упрочение гнета над нациями, эпоха обмана народных масс лицемерными
социал-патриотами, т. е. людьми, которые под предлогом «свободы наций»,
«права наций на самоопределение» и «обороны отечества» оправдывают и защищают
угнетение большинства наций мира великими державами.
Поэтому в программе с.-д. центральным
местом должно быть именно то разделение наций на угнетающие и угнетенные,
которое составляет суть империализма и которое лживо обходят
социал-шовинисты и Каутский. Это разделение не существенно с точки зрения
буржуазного пацифизма или мещанской утопии мирной конкуренции независимых наций
при капитализме, но оно как раз существенно с точки зрения революционной борьбы
против империализма. А из этого разделения должно вытекать наше, последовательно
демократическое, революционное и соответствующее общей задаче
немедленной борьбы за социализм, определение «права наций на самоопределение».
Во имя этого права, отстаивая его нелицемерное признание, с.-д. угнетающих наций должны требовать
свободы отделения наций угнетенных, — ибо в противном случае признание равноправия наций и интернациональной
солидарности рабочих было бы на деле лишь пустым словом, лишь лицемерием. А с.-д. угнетенных наций во главу угла
должны ставить единство и слияние рабочих угнетенных наций с рабочими
угнетающих наций, — ибо в
противном случае эти с.-д. окажутся невольно союзниками той или иной национальной
буржуазии, всегда предающей интересы народа и демократии, всегда готовой,
в свою очередь, к аннексиям и к угнетению других наций.
Поучительным примером может служить
постановка национального вопроса в конце 60-х гг. прошлого века. Мелкобуржуазные
демократы, чуждые всякой мысли о классовой борьбе и о социалистической
революции, рисовали себе утопию мирной конкуренции свободных и равноправных
наций при капитализме. Прудонисты вовсе «отрицали» национальный вопрос и право
наций на самоопределение с точки зрения непосредственных задач социальной
революции. Маркс высмеивал французский прудонизм, показывал его родство с
французским шовинизмом («вся Европа может и должна сидеть тихо и смирно на
своей задней, пока господа во Франции отменят нищету»... «под отрицанием
национальностей они, сами того не сознавая, понимают, кажется, их поглощение
образцовой французской нацией»). Маркс требовал отделения Ирландии от
Англии, — «хотя бы после отделения дело и пришло к федерации» — и требовал его
не с точки зрения мелкобуржуазной утопии мирного капитализма, не из
«справедливости к Ирландии», а с точки зрения интересов революционной борьбы
пролетариата угнетающей, т. е. английской, нации против капитализма.
Свободу этой нации связывало и уродовало то, что она угнетала другую
нацию. Интернационализм английского пролетариата оставался бы лицемерной
фразой, если бы он не требовал отделения Ирландии. Не будучи никогда
сторонником ни мелких государств, ни государственного дробления вообще, ни
принципа федерации, Маркс рассматривал отделение угнетенной нации, как шаг к
федерации и, следовательно, не к дроблению, а к концентрации и политической и
экономической, но к концентрации на базе демократизма. С точки зрения
Парабеллума, Маркс вел, вероятно, «иллюзорную борьбу», когда выставлял это
требование отделения Ирландии. А на деле только такое требование было
последовательно революционной программой, только оно отвечало интернационализму,
только оно отстаивало концентрацию не по-империалистически.
Империализм наших дней привёл к тому, что
угнетение наций великими державами стало общим явлением. Именно точка зрения
борьбы с социал-шовинизмом великодержавных наций, которые ведут теперь
империалистскую войну ради укрепления гнета над нациями и которые угнетают
большинство наций мира и большинство населения земли, именно эта точка зрения
должна быть решающей, главной, основной в национальной программе с.-д.
Посмотрите же на теперешние направления
с.-д. мысли в этом вопросе. Мелкобуржуазные утописты, мечтающие о равенстве и
мире наций при капитализме, уступили место социал-империалистам. Воюя с
первыми, Парабеллум воюет с ветряными мельницами, играя невольно на руку
вторым. Какова программа социал-шовинистов в национальном вопросе?
Либо они вовсе отрицают право на
самоопределение, приводя доводы вроде парабеллумовских (Кунов, Парвус, русские
оппортунисты: Семковский, Либман и пр.). Либо они признают это право явно
лицемерным образом, именно не применяя его как раз к тем нациям, которые
угнетены их собственной нацией или военным союзником собственной нации
(Плеханов, Гайндман, все франкофильские патриоты, затем Шейдеман и пр. и пр.).
Наиболее благовидную, и потому наиболее опасную для пролетариата, формулировку
социал-шовинистской лжи дает Каутский. На словах он за самоопределение
наций, на словах он за то, чтобы с.-д. партия «die Selbständigkeit der Nationen allseitig (!!) und rückhaltlos (??) achtet und fordert» {«всесторонне
(!!) и безоговорочно (??) уважала и отстаивала самостоятельность наций»} («Neue Zeit», 33, II, S. 241; 21. V. 1915). А на деле он приспособляет
национальную программу к господствующему социал-шовинизму, искажает и урезывает
ее, не определяет точно обязанностей социалистов угнетающих наций и даже прямо
фальсифицирует демократический принцип, говоря, что требовать «государственной
самостоятельности» (staatliche Selbständigkeit) для каждой нации значило бы требовать «чрезмерного» («zu viel», «Neue Zeit», 33, II, 77; 16. IV. 1915). Довольно, изволите видеть,
«национальной автономии»!! Как раз тот главный вопрос, которого не позволяет
касаться империалистская буржуазия, — вопрос о границах государства, строящегося
на угнетении наций, Каутский и обходит, выкидывая из программы самое
существенное в угоду этой буржуазии. Буржуазия готова обещать какое угодно
«равноправие наций» и какую угодно «национальную автономию», лишь бы пролетариат
остался в рамках легальности и «мирно» подчинился ей в вопросе о границах государства!
Национальную программу социал-демократии Каутский формулирует реформистски, а
не революционно.
Национальную программу Парабеллума, вернее
его уверения, что «мы против аннексий», Parteivorstand {Правление Германской с.-д. партии}, Каутский, Плеханов и К0 подписывают обеими руками,
именно потому, что эта программа не разоблачает господствующих социал-патриотов.
Эту программу подпишут и буржуа-пацифисты. Прекрасная общая программа
Парабеллума («революционная массовая борьба против капитализма») служит ему, —
как и прудонистам 60-х годов, — не для того, чтобы в соответствии с ней, в духе
ее выработать непримиримую, столь же революционную программу в национальном
вопросе, а для того, чтобы очистить здесь поле перед социал-патриотами.
Большинство социалистов мира принадлежит в нашу империалистскую эпоху к нациям,
угнетающим другие нации и стремящимся расширить это угнетение. Поэтому наша
«борьба против аннексий» останется бессодержательной, нисколько не страшной для
социал-патриотов борьбой, если мы не будем заявлять: тот социалист угнетающей
нации, который не ведет и во время мира и во время войны пропаганды свободы
отделения угнетенных наций, не социалист и не интернационалист, а шовинист! Тот
социалист угнетающей нации, который не ведет этой пропаганды вопреки запретам
правительств, т. е. в свободной, т. е. в нелегальной печати, остается
лицемерным сторонником равноправия наций!
Про Россию, которая не завершила еще своей
буржуазно-демократичеекой революции, Парабеллум сказал единственную фразу:
«Selbst das wirtschaftlich sehr znrückgebliebene RuBland hat in der Haltung der Polnischen, Lettischen, Armenischen Bourgeoisie gezeigt, daβ nicht nur die militärische Bewaclnrog es ist, die die Völker in diesem «Zuchthara der Vöiker» zusamnaenhält, sondern Bedürfnisse der kapitalistischen Expansion, für die das ungeheure Territorium ein glänzender Boden der Entwicklung ist» {«Даже
очень отставшая в хозяйственном отношении Россия показала на поведении
польской, латышской и армянской буржуазии, что не только военная стража
удерживает народы в этой «тюрьме народов», но и потребности капиталистической
экспансии, для которой громадная территория является блестящей почвой для развития»}.
Это не «социал-демократическая точка
зрения», а либерально-буржуазная, не интернационалистская, а
великорусско-шовинистекая. Видимо, с этим последним шовинизмом очень мало
знаком Парабеллум, столь превосходно борющийся с немецкими социал-патриотами.
Чтобы сделать из этой фразы Парабеллума социал-демократическое положение и
с.-д. выводы, ее надо переделать и дополнить следующим образом:
Россия есть тюрьма народов не только в
силу военно-феодального характера царизма, не только потому, что буржуазия
великорусская поддерживает царизм, но и потому, что буржуазия польская и т. д.
интересам капиталистической экспансии принесла в жертву свободу наций, как и
демократизм вообще. Пролетариат России не может ни идти во главе народа на
победоносную демократическую революцию (это его ближайшая задача), ни бороться
вместе со своими братьями-пролетариями Европы за социалистическую революцию, не
требуя уже сейчас полностью и «rückhaltlos» {«безоговорочно»} свободы отделения всех угнетенных
царизмом наций от России. Мы требуем этого не независимо от нашей революционной
борьбы за социализм, а потому, что эта последняя борьба останется пустым
словом, если не связать ее воедино с революционной постановкой всех
демократических вопросов, в том числе и национального. Мы требуем свободы
самоопределения, т. е. независимости, т. е. свободы отделения угнетенных
наций не потому, чтобы мы мечтали о хозяйственном раздроблении или об идеале
мелких государств, а, наоборот, потому, что мы хотим крупных государств и
сближения, даже слияния, наций, но на истинно демократической, истинно
интернационалиотской базе, немыслимой без свободы отделения. Как Маркс в
1869г. требовал отделения Ирландии не для дробления, а для дальнейшего
свободного союза Ирландии с Англией, не из «справедливости к Ирландии», а ради
интереса революционной борьбы английского пролетариата, так и мы считаем отказ
социалистов России от требования свободы самоопределения наций, в указанном
нами смысле, прямой изменой демократии, интернационализму и социализму.
Написано на немецком языке не ранее 16 (29) октября 1915г.
Подпись: N. Lenin
Впервые напечатано в 1927г. в Ленинском сборнике VI
Печатается по переводу с немецкого,
сделанному Н. К. Крупской с поправками В.
И. Ленина