В. И. Ленин. НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН
[Основную часть читайте здесь]
ПРИЛОЖЕНИЕ
I
Книжка о новом фабричном законе (закон 2-го июня
1897г.) была уже написана, когда были опубликованы в начале октября правила
о применении этого закона, утвержденные министерством финансов по соглашению
с министерством внутренних дел 20 сентября 1897 года. О том, какое громадное
значение должны иметь для всего закона эти правила, мы уже говорили раньше. На
этот раз министерство поторопилось издать правила до введения нового закона,
потому что в правилах (как сейчас увидим) указаны те случаи, когда дозволяется
отступить от требований нового закона, т. е. дозволяется фабрикантам “вести
работы” сверх определенного в законе времени. Не будь эти правила настоятельно
необходимы для фабрикантов, — рабочим, конечно, долго еще пришлось бы ждать их
издания. Вскоре после “правил” опубликована также “инструкция чинам фабричной
инспекции” по применению закона 2 июня 1897г. под видом того, чтобы разъяснить
только фабричным инспекторам способ применения закона; эта инструкция узаконяет
полный произвол чиновников и направлена целиком против рабочих, дозволяя
фабрикантам всячески обходить закон. Императорское правительство очень любит
писать хорошие слова в законах, а затем позволять обходить эти законы, заменяя
их инструкциями. При подробном разборе правил мы увидим, что именно
такова новая инструкция. Также отметим, что «инструкция» эта в значительной
части слово в слово списана с той статьи “Вестника Финансов”, на
которую мы не раз указывали в книжке о новом законе. Напр., мы указали там, как “Вестник Финансов” подсказал
одну кляузу фабрикантам: именно, “Вестник
Финансов” разъяснил, что новый закон не применим к тем случаям, когда в
договоре рабочего с фабрикантом не сказано ничего о рабочем времени, так как рабочий, дескать, является в
этом случае “не нанимаемым рабочим, а лицом, принимающим заказ”. Это кляузное
разъяснение повторяет буквально “инструкция”. Правила состоят из 22 статей, из
которых, однако, многие просто повторяют целиком статьи закона 2 июня 1897г.
Заметим, что правила эти относятся только к фабрикантам, “состоящим в ведении
министерства финансов”; ни к горным заводам, ни к железнодорожным мастерским,
ни к казенным заводам они не относятся. Правила эти надо строго отличать от
самого закона: правила изданы только в развитие закона, и министры,
издавшие их, могут дополнить их, изменить, издать новые. Правила говорят о
следующих пяти вопросах: 1) о
перерывах; 2) о воскресном и праздничном отдыхе; 3) об отступлениях от нового
закона; 4) о сменах и 5) о сверхурочной работе. Рассмотрим подробно правила по
каждому вопросу, а в связи с ними укажем, как советует министерство финансов в
своей инструкции применять эти правила.
II
О перерывах постановлены такие правила: во-1-х, что
перерывы не входят в число рабочих часов, что рабочий свободен на время
перерыва; перерывы должны быть указаны в правилах внутреннего распорядка;
во-2-х, что перерыв должен быть обязательно установлен только в том случае,
когда рабочее время более 10 ч. в сутки и что перерыв должен быть не менее
одного часа. Это правило нисколько не улучшает положения рабочих. Скорее
напротив. Часовой перерыв крайне мал: на
большинстве фабрик установлен 1,5 час. перерыв на обед и иногда ещё полчаса
перерыва на завтрак. Министры постарались взять самый меньший срок! В час
рабочему сплошь да рядом не успеть даже сходить домой пообедать.
Разумеется, рабочие не дозволят установить такого
короткого перерыва и будут требовать большего. Другая оговорка насчет
обязательности перерыва тоже грозит притеснить рабочих: перерыв обязателен
по правилам министров только тогда, когда рабочий день более 10-ти часов!
Значит, когда рабочий день 10 часов, то фабрикант вправе не давать перерыва рабочим!
Опять-таки придется уже самим рабочим позаботиться о том, чтобы фабриканты не
могли и не смели пользоваться подобным правом. Рабочие могут не соглашаться на
такие правила (когда они вводятся в правила внутреннего распорядка) и требовать
перерыва чаще. Министрам показалось мало даже этих прижимок. В “примечании” к
этому правилу сказано еще, что “в случаях значительных препятствий допускаются
отступления от этого требования”, т.е. допускается, чтобы гг. фабриканты
вовсе не давали рабочим перерыва! Министры-то это допускают, но рабочие вряд ли
допустят. Кроме того, министры допускают отступления еще тогда,
когда требование перерыва будет признано обременительным для рабочих. О,
заботливые гг. министры! О том, что рабочим “обременительно” будет перерывать
работы, наши министры подумали, а о том, что рабочим “обременительно” в час
успеть пообедать или что еще более “обременительно” работать по 10 часов без
перерыва, — об этом гг. министры не заикнулись! Третье правило насчет перерыва
требует, чтобы рабочему была предоставлена возможность принятия пищи не реже,
как через каждые 6 часов. Но перерывов через каждые 6 часов правила не
требуют; какой же смысл такого правила? Как же может рабочий принимать пищу без
перерыва? Гг. министры на этот счет не затруднились. Если нет перерыва
(говорится в правилах), то рабочему “должна быть предоставлена возможность
принятия пищи в течение рабочего времени, причем в правилах внутреннего
распорядка должно быть обозначено место приема пищи”. Все это правило — такая
глупость, что можно только развести руками! Одно из двух: или это “место
приема пищи” будет обозначено не там, где рабочий работает; тогда
неизбежен перерыв. Или это место будет обозначено там же, где рабочий
работает; тогда какой смысл в надобности обозначения места? Перерывать
работу рабочий не вправе, — как же может он, не перерывая работы,
принимать пищу? Гг. министры смотрят на рабочего, как на машину: машину можно
ведь на ходу покормить маслом, так отчего же (думают наши “заботливые”
прихвостни капитала, министры) нельзя и рабочему напихать в себя пищу во время
работы? Рабочим остается одна надежда, что такое глупое правило только в
русских чиновничьих канцеляриях и могли выдумать, а на деле оно применяться не
будет. Рабочие будут требовать, чтобы “местом для принятия пищи” обозначено
было не то место, где они работают: рабочие будут требовать перерыва
через каждые 6 часов. Вот и все правила о перерывах. Министры развили закон
так, что он может только ухудшить положение рабочих, если рабочие сами себя не
отстоят и не настоят сообща на своих, а не на министерских правилах.
III
О воскресных и праздничных отдыхах постановлено только одно небольшое правило, именно,
что в воскресные и праздничные дни рабочие должны быть свободны от работы в
продолжение не менее 24-х часов сряду. Это
— самое меньшее, что можно было постановить “в развитие” закона о
воскресном и праздничном отдыхе. Меньше нельзя было назначить. А о том, чтобы назначить рабочим побольше (напр., 36
часов, как принято в некоторых других странах), министры и не подумали. Насчет
нехристиан ничего в правилах не сказано.
IV
Насчет отступлений от закона постановлено много
правил, очень много и очень подробных. Напомним рабочим, что закон предоставил
министрам допускать в правилах отступления от закона, увеличивая требования
закона (т. е. требуя от фабрикантов большего для рабочих) и уменьшая
требования закона (т. е. требуя от фабрикантов меньшего для рабочих).
Посмотрим, как поступили министры. Первое правило. Отступления от закона
допускаются тогда, когда “рабочие заняты работами непрерывными, т. е.
такими, которые не могут быть прерываемы в произвольное время без порчи
приборов, материалов или изделии”. В этих случаях можно гг. фабрикантам “вести
работы” и свыше определенного в законе времени. Правило требует только в этом
случае, во-1-х, чтобы число рабочих часов в течение двух последовательных суток
не превосходило для рабочего 24-х часов (а при ломке смен — тридцати часов).
Почему сказано: 24 часа в двое суток, а не 12 часов в сутки, — мы увидим в
параграфе о сменах. Во-2-х, правило требует, чтобы при непрерывной работе
каждый рабочий был освобожден от работы в месяц на четверо суток, если рабочий
день его больше 8-ми часов. Значит, для рабочих в непрерывных
производствах число дней отдыха сильно уменьшено: 4 в месяц, в год 48,
тогда как даже закон (при всем урезывании праздников) оставил 66
обязательных праздников в году. Какое разумное основание имели министры для
того, чтобы уменьшить это число праздников? Ровно никакого; непрерывность все
равно нарушается и при 4-х праздниках в месяц, т. е. фабриканты все равно
должны нанимать других рабочих на время праздников (если производство действительно
непрерывно, т. е. его нельзя остановить. Значит, гг. министры урезали
еще рабочие праздники ради того только, чтобы поменьше “стеснить”
фабрикантов, чтобы уменьшить случаи найма других рабочих! Мало того,
“инструкция” разрешает даже фабричным инспекторам утверждать и такие правила
внутреннего распорядка, в которых назначается еще меньший отдых рабочим!
Фабричный инспектор должен только донести об этом департаменту торговли и
промышленности. Это самый наглядный пример, показывающий, почему наше
правительство любит ничего не говорящие законы и подробные правила и
инструкции: чтобы переделать непонятное правило, достаточно попросить об этом в
департаменте... безгрешных доходов!! Точно так же фабричный инспектор может (согласно
инструкции!) разрешить отнесение к непрерывным и таких работ, которые не
указаны в списке, приложенном к инструкции: достаточно донести департаменту...
Примечание к этому правилу говорит, что непрерывные работы должны быть особо
обозначены в правилах внутреннего распорядка. “Отступления от этого закона
допускаются лишь постольку, поскольку это действительно необходимо” (так
говорит правило министров). А кому следить за тем, действительно ли
необходимо или нет? Кроме рабочих некому: они должны не дозволять вносить в
правила внутреннего распорядка оговорки насчет непрерывных работ без действительной
надобности. Второе правило. Отступления от закона допускаются тогда, когда
рабочие заняты работами вспомогательными при различных производствах (текущий
ремонт, уход за котлами, двигателями и приводами, отопление, освещение,
водоснабжение, сторожевая и пожарная служба и т. п.). Отступления эти тоже
должны быть особо обозначены в правилах внутреннего распорядка. Насчет
дней отдыха для этих рабочих правила не говорят ни слова. Рабочим
опять-таки остается самим понаблюсти за тем, чтобы иметь отдых, т. е. не
соглашаться на такие правила внутреннего распорядка, в которых не назначены дни
отдыха для таких рабочих. Третье правило. Отступления от правил о рабочем дне и
о воскресном и праздничном отдыхе и от правил внутреннего распорядка
допускаются еще в двух случаях: во-1-х, в случаях внезапной порчи механизмов,
орудий и т. п., вызвавшей прекращение работ всей фабрики или отдела ее.
Необходимый ремонт в этих случаях допускается производить вне правил.
Во-2-х, вне правил разрешается производить “временные работы в каком-либо
отделе заведения в тех случаях, когда, вследствие пожара, поломки и т. п.
непредвиденных обстоятельств, работы того или иного отдела заведения были на
некоторое время сокращены или совсем приостановлены и когда то необходимо для
полного хода других отделов заведения”. (В этом случае фабрикант должен в тот
же день известить фабричного инспектора, который и разрешает такие
работы.) Это последнее правило показывает громадную “заботливость” министров о
том, чтобы фабриканты не израсходовали лишнего рубля. В одном отделе фабрики
был пожар. Работа остановилась. Сделав исправления, фабрикант хочет наверстать
потерянное время. Поэтому министр разрешает ему выжимать из рабочих
сколько угодно лишнего труда, заставляя их работать хоть по 18 часов в сутки. Да
при чем же тут рабочие? Когда фабрикант получает лишнюю прибыль, разве он
делится с рабочими? разве он сокращает тогда рабочий день? С какой же стати
рабочим удлинять рабочий день, когда фабрикант терпит убыток? Ведь это
значит: прибыль себе беру, а убыток на рабочих валю. Если нужно наверстать
потерянное, почему же не нанять других рабочих? Удивительно, как “заботливы”
русские министры о кармане гг. фабрикантов! Четвертое правило. Отступления от
нового закона могут быть и “в других особо важных, исключительных случаях”.
(Какие это еще случаи? Да столько уже перечислено особо важных, исключительных
случаев, что, кажется, других не осталось?) Такие отступления на каждый случай
отдельно разрешают министры финансов и внутренних дел. Значит, попросит
фабрикант, — разрешат министры — и ладно. Рабочих и не спрашивают: статочное ли
это дело, чтобы “господа” стали спрашивать мнение черного народа! Подлый народ
должен работать на капиталистов, а не рассуждать о том, “исключительный” ли
случай заставил фабриканта попрошайничать или самая обыкновенная страсть к
наживе. Таковы правила министров об отступлениях от нового закона. Как видим,
все эти правила говорят о том, как и когда можно не исполнять закона, можно
уменьшить то, что требует закон от фабрикантов для рабочих. О том, чтобы
увеличить требования закона от фабрикантов в пользу рабочих, министры не
говорят ни единого словечка. Пусть вспомнят рабочие, что было сказано в
книжке о новом фабричном законе по вопросу о том, для чего закон предоставляет
такие большие права министрам!
V
Насчет смен постановлено только одно небольшое
правило, которое позволяет при 18-часовой работе в две смены увеличивать
число рабочих часов в сутки до 12-ти, с тем, чтобы в среднем, по расчету за две
недели, рабочее время для каждого рабочего не превосходило 9 часов в сутки. Это
правило опять-таки, след., дозволяет увеличивать рабочий день. Сколько
уже правил об увеличении рабочего дня, об уменьшении не было ни одного —
и не будет! По этому правилу можно заставить рабочих работать целую неделю по
12 часов в сутки, и “инструкция” опять-таки добавляет, что фабричные инспектора
могут разрешать и другие отступления от закона, донося директору... Затем к
сменам же относится вышеприведенное правило, определяющее рабочее время
непрерывной работы в 24 часа в двое суток. Инструкция поясняет, почему
сказано 24 часа в двое суток, а не 12 часов в сутки. Это сказано для того,
чтобы оставить неизменным принятый на некоторых фабриках безобразный порядок
непрерывной работы 2-х смен через 8 часов: при таких сменах рабочий
работает один день 16 часов, другой день 8 часов, не имея никогда ни
правильного отдыха, ни правильного сна. Безобразнее этих смен трудно себе
что-либо представить; но министры не только не сделали ничего для ограничения этих безобразий, но даже имели
наглость сказать в “инструкции”, что подобные смены при многих условиях удобнее
для рабочих!! Вот как заботятся министры об удобстве рабочих!
VI
О сверхурочных работах в правилах даны, на первый
взгляд, наиболее точные определения. Ограничения сверхурочной работы — самое
главное не только в министерских правилах, но и во всем новом законе. Мы уже
говорили выше о полной неопределенности самого закона по этому вопросу, о
первоначальном намерении министерства финансов оставить сверхурочные работы без
всяких добавочных правил. Теперь оказалось, что министры все-таки ограничили
сверхурочные работы, ограничили именно так, как предполагала это сделать
комиссия, составлявшая новый закон, т. е.120-ю часами в год. Но зато министр
финансов в “инструкции” повторил в назидание фабричным инспекторам все те
уловки и кляузы против рабочих, которые мы привели в книге о новом
законе из “Вестника Финансов”: “инструкция”, повторяем, списана с “Вестника Финансов”.
Первое правило относится к тому положению нового закона,
по которому фабрикант может вносить в договор с рабочим условие о сверхурочных
работах, необходимых по техническим условиям производства. Мы уже говорили о
неопределенности этого. А между тем эта статья закона имеет громадную важность:
если условие о сверхурочных работах внесено в правила внутреннего распорядка,
то сверхурочные работы обязательны для рабочего, и весь закон при
этом остается без применения. Теперь в министерских правилах это выражение
поясняется так: “необходимыми по техническим условиям производства” можно
считать только такие работы, которые вызываются “исключительно случайными и
притом зависящими от свойств самого производства отклонениями от нормального
его хода”. Значит, напр., такие отклонения, которые вызываются усиленными
заказами, сюда не относятся (так как они от свойств производства не зависят).
Отклонения, вызванные пожаром, поломкой и т. п., тоже сюда не относятся, так
как они тоже не зависят от свойств самого производства. По здравому смыслу
надо бы понимать правило именно так. Но тут на помощь фабрикантам приходит
“инструкция”. “Инструкция” так блестяще развивает те случаи, когда сверхурочные
работы можно делать обязательными для рабочих, внося их в условия найма, т. е.
в правила внутреннего распорядка, — что к этим случаям можно отнести буквально
что угодно. В самом деле, пусть вспомнят рабочие, как развивала
закон статья в “Вестнике Финансов”, и теперь сличат с ней “инструкцию”. Сначала
“инструкция” говорит о работах, “необходимых по техническим условиям
производства”, — затем она незаметно подставляет другое выражение: “работы
безусловно необходимые” (вот как! а кто судит о необходимости?), — а еще дальше
инструкция приводит и примерчики “безусловной необходимости”: оказывается, что
сюда подходят и те случаи, когда фабриканту “невозможно или затруднительно
(старый знакомый!) увеличить число рабочих”, когда работа идет очень спешно и
срочно (напр., при сезонных работах); когда требуется выпускать газету из типографии
ежедневно; когда работы нельзя было предвидеть заранее и т. д. Одним словом,
чего хочешь, того просишь. Бесстыдные прихвостни капиталистов, заседающие в
министерстве финансов, так развили закон, что фабрикант вправе
вносить в правила внутреннего распорядка требование каких угодно
сверхурочных работ. А раз такое требование внесено в правила внутреннего
распорядка, то весь новый закон идет к черту, и все остается по-старому.
Рабочие должны не допускать внесения этих требований в правила внутреннего
распорядка, иначе их положение не только не улучшится, но даже ухудшится.
Рабочие могут видеть на этом примере, как фабриканты и чиновники сговариваются
о том, как им опять закабалить рабочих на законном основании. “Инструкция” ясно
показывает этот сговор, это прислужничество министерства финансов интересам
капиталистов.
Второе правило о сверхурочных работах постановляет,
что число сверхурочных работ на каждого рабочего не должно превышать 120 часов
в год, причем в это число не включаются, во-1-х, те сверхурочные работы,
которые условлены в договоре как обязательные для рабочего “по техническим
условиям производства”, а мы сейчас видели, что под это выражение министры
разрешили подводить какие угодно случаи, не имеющие ничего общего с
“техническими условиями производства”; во-2-х, не включаются те сверхурочные
работы, которые происходят по случаю пожара или поломки и проч. или по случаю
бывшей в каком-нибудь отделении остановки для наверстания потерянного.
Взятые вместе, все эти правила о сверхурочной работе
удивительно напоминают известную басню о том, как лев делил “поровну” добычу
между своими товарищами по охоте: первую часть он берет себе по праву; вторую
часть за то, что он царь зверей; третью — за то, что он всех сильнее; а к
четвертой — кто лапу протянет, тот с места жив не встанет. Вот совершенно так и
у нас будут теперь рассуждать фабриканты по поводу сверхурочных работ. Во-1-х,
они “по праву” будут выжимать из рабочих сверхурочную работу, “необходимую по
техническим условиям производства”, т. е. какую угодно работу, лишь бы занести
ее в правила внутреннего распорядка. Во-2-х, они будут выжимать из рабочих
работу в “особых случаях”, т. е. когда они хотят свалить на рабочих свои
убытки. В-3-х, они будут выжимать с них еще 120 часов в год па том основании,
что они богаты, а рабочие — нищие. В-4-х, в “исключительных случаях” они
получат особые льготы у министров. Ну, а затем, что после всего этого останется
из 24 часов в сутки, — тем рабочие могут “свободно” пользоваться, памятуя
крепко, что справедливое правительство отнюдь не “лишает их права” работать и
по 24 часа в сутки... Чтобы это выжимание из рабочих сверхурочной работы шло по
закону, — для этого постановлено, чтобы фабриканты завели особые книги
обо всех этих видах сверхурочной работы. В одну книгу будут записывать то, что
они дерут с рабочих “по праву”; в другую книгу то, что дерут в “особых
случаях”; в третью — то, что дерут по “особому соглашению” (не более 120 часов
в год); в четвертую — то, что дерут в “исключительных случаях”. Вместо
улучшения положения рабочих получится одна волокита и канцелярская переписка
(как это и всегда бывает в результате всех реформ неограниченного русского
правительства). Фабричные урядники будут приезжать на фабрики и «надзирать»… за
этими книгами (в которых сам черт ногу сломит), а в свободное от этого
полезного занятия время будут доносить директору департамента торговли и мануфактур
о новых подачках фабрикантам, а департаменту полиции о стачках рабочих. И
ловкие же люди, эти торгаши, в компании с башибузуками, которые составляют наше
правительство! За сходную цену они теперь наймут еще заграничного
представителя, который будет свистать на всех перекрестках перед “Европой”, что
вот, дескать, какие есть у нас заботливые о рабочих законы.
VII
Бросим, в заключение, общий взгляд на министерские правила.
Вспомним, какие правила предоставил новый закон гг. министрам? Правила трех
разрядов: 1) правила в разъяснение закона; 2) правила, увеличивающие или
уменьшающие требования нового закона от фабрикантов; 3) правила об особо
вредных для рабочих производствах. Как же воспользовались министры
предоставленным им законом правом?
По первому разряду они ограничились самым необходимым,
самым меньшим, без чего нельзя было уж обойтись. Сверхурочную работу они
допустили в очень большом и растяжимом объеме, — 120 часов в год, введя при
этом посредством инструкций такую уйму исключений, что они уничтожают всякое
значение правил. Перерывы для рабочих они постарались урезать, смены со всеми
их безобразиями оставили по-старому, если не ухудшили.
По второму разряду правил министры сделали все, чтобы
уменьшить требования нового закона от фабрикантов, т. е. все сделали для фабрикантов и ровно ничего не
сделали для рабочих: в правилах нет ни одного увеличения требований нового
закона от фабрикантов в пользу рабочих.
По третьему разряду правил (т. е. в пользу рабочих,
вынужденных работать в самых вредных производствах) министры не сделали ровно
ничего, не обмолвились об этом ни единым словом. Только в инструкции помянуто,
что фабричные инспектора могут доносить в департамент об особо вредных
производствах! “Доносить”-70 фабричные инспектора и раньше могли о чем угодно.
Только по какой-то непонятной причине фабричные Урядники до сих пор “доносили”
о рабочих стачках, о способах травли, а не о защите рабочих в особенно вредных производствах.
Рабочие сами могут видеть отсюда, чего им ждать от
чиновников полицейского правительства. Для того, чтобы добиться 8-часового
рабочего дня и полного запрещения сверхурочных работ, русским рабочим предстоит
еще много упорной борьбы.