В. И. Ленин. К ХАРАКТЕРИСТИКЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА. Сисмонди и наши отечественные сисмондисты
VI. Внешний рынок как “выход из затруднения” по реализации сверхстоимости
Следующая ошибка Сисмонди, вытекающая из ошибочной
теории об общественном доходе и продукте в капиталистическом обществе, это —
учение о невозможности реализовать продукт вообще и сверхстоимость в частности
и, как следствие этой невозможности, необходимость внешнего рынка. Что касается
до реализации продукта вообще, то вышеприведенный анализ показывает, что
“невозможность” исчерпывается ошибочным исключением постоянного капитала и
средств производства. Раз исправлена эта ошибка, — исчезает и “невозможность”. Но то же самое приходится сказать и
в частности о сверхстоимости: этот анализ разъясняет и ее реализацию. Нет
решительно никаких разумных оснований выделять сверхстоимость из всего продукта
по отношению к её реализации. Обратное утверждение Сисмонди (и наших
народников) — просто результат непонимания основных законов реализации вообще,
неумения разделить три (а не две) части продукта по стоимости и два вида
продуктов по материальной форме (средства производства и предметы потребления).
Положение, что капиталисты не могут потребить сверхстоимость, есть только вульгаризованное
повторение недоумений Смита насчет реализации вообще. Только часть сверхстоимости состоит из предметов
потребления; другая же — из средств производства (напр., сверхстоимость железозаводчика). “Потребление” этой
последней сверхстоимости совершается обращением ее на производство;
капиталисты же, производящие продукт в
форме средств производства, потребляют сами не сверхстоимость, а вымененный у
других капиталистов постоянный капитал. Поэтому и народники, толкуя о
невозможности реализовать сверхстоимость, логически должны прийти к признанию
невозможности реализовать и постоянный капитал, — и, таким образом, они
преблагополучно вернулись бы к Адаму... Разумеется, такое возвращение к “отцу
политической экономии” было бы гигантским прогрессом для писателей,
преподносящих нам старые ошибки под видом истин, до которых они «своим умом дошли»…
А внешний рынок? Не отрицаем ли мы необходимости
внешнего рынка для капитализма? Конечно, нет. Но только вопрос о внешнем рынке
не имеет абсолютно ничего общего с вопросом,
о реализации, и попытка связать их в одно целое характеризует лишь романтические
пожелания “задержать” капитализм и романтическую неспособность к логике.
Теория, разъяснившая вопрос о реализации, показала это с полной точностью.
Романтик говорит: капиталисты не могут потребить сверхстоимость и потому должны
сбывать её за границу. Спрашивается, не даром ли уже отдают капиталисты свои
продукты иностранцам или не бросают ли они их в море? Продают — значит получают эквивалент; вывозят
одни продукты — значит ввозят другие. Если мы говорим о реализации
общественного продукта, то мы этим самым устраняем уже денежное обращение и
предполагаем лишь обмен продуктов на продукты, ибо вопрос о реализации в том и
состоит, чтобы анализировать возмещение всех частей общественного
продукта по стоимости и по материальной форме. Поэтому начать рассуждение о реализации и кончить его тем, что
“сбудут-де продукт за деньги”, — так же смешно, как если
бы на вопрос о реализации постоянного капитала в предметах потребления был дан
ответ: “продадут”. Это просто грубый логический промах: люди сбиваются с
вопроса о реализации всего общественного продукта на точку зрения единичного
предпринимателя, которого, кроме “продажи иностранцу”, ничто дальше не
интересует. Припутывать внешнюю торговлю, вывоз к вопросу о реализации — это
значит увертываться от вопроса, отодвигая его лишь на более широкое
поле, но нисколько не выясняя его.
Вопрос о реализации ни на йоту не подвинется вперед, если мы вместо рынка одной
страны возьмем рынок известного комплекса стран. Когда народники уверяют, что
внешний рынок есть “выход из затруднения”, которое ставит себе капитализм по
реализации продукта, то они прикрывают этой фразой лишь то печальное
обстоятельство, что для них “внешний рынок” есть “выход из затруднения”, в
которое они попадают, благодаря непониманию теории... Мало этого. Теория,
связывающая внешний рынок с вопросом о реализации всего общественного продукта,
не только показывает непонимание этой реализации, но еще содержит в себе к тому
же крайне поверхностное понимание противоречий, свойственных этой
реализации. “Рабочие потребят заработную плату, а капиталисты не могут
потребить сверхстоимость”. Вдумайтесь в эту “теорию” с точки зрения внешнего рынка.
Откуда знаем мы, что “рабочие потребят заработную плату”? На каком основании
можно думать, что продукты, предназначенные всем классом капиталистов данной
страны на потребление всех рабочих данной страны, окажутся действительно равными
по стоимости их заработной плате и возместят ее, что для этих продуктов
не будет необходимости во внешнем рынке? Нет решительно никаких оснований так
думать, и на деле это вовсе не так. Не только продукты (или части продуктов),
возмещающие сверхстоимость, но и продукты, возмещающие переменный капитал; не
только продукты, возмещающие переменный капитал, но и продукты, возмещающие
постоянный капитал (о котором забывают
наши “экономисты”, не помнящие родства... с Адамом); не только продукты, существующие в форме предметов
потребления, но и продукты, существующие в форме средств производства, — все
одинаково реализуются лишь среди «затруднений», среди постоянных колебаний,
которые становятся всё сильнее по мере роста капитализма, среди бешеной конкуренции,
которая принуждает каждого предпринимателя стремиться к безграничному
расширению производства, выходя за пределы данного государства, отправляясь на
поиски новых рынков в странах, ещё не втянутых в капиталистическое обращение
товаров. Мы подошли теперь и к вопросу о том, почему необходим внешний рынок
для капиталистической страны? Совсем не потому, что продукт вообще не может
быть реализован в капиталистическом строе. Это — вздор. Внешний рынок необходим потому, что капиталистическому производству присуще
стремление к безграничному расширению — в противоположность всем
старым способам производства, ограниченным
пределами общины, вотчины, племени, территориального округа или государства.
Между тем как при всех старых хозяйственных режимах производство возобновлялось
каждый раз в том же виде и в тех же размерах, в которых шло раньше, — в
капиталистическом строе это возобновление в том же виде становится невозможным,
и законом производства становится безграничное расширение, вечное
движение вперед.
Таким образом, различное понимание реализации (вернее,
понимание ее с одной стороны и полное непонимание с другой романтиками) ведет к
двум диаметрально противоположным воззрениям на значение внешнего рынка. Для
одних (романтиков) — внешний рынок есть показатель того “затруднения”, которое ставит
капитализм общественному развитию. Для других, наоборот, внешний рынок
показывает, как капитализм устраняет те затруднения общественному
развитию, которые поставила история в виде разных перегородок, общинных,
племенных, территориальных национальных.
Как видите, разница только в «точке зрения»… Да,
“только”! Отличие романтических судей капитализма от других состоит вообще
“только” в “точке зрения”, “только” в том, что одни судят сзади, а другие —
спереди, одни — с точки зрения того строя, который капитализмом разрушается,
другие — с точки зрения того, который капитализмом создаётся {Я говорю
здесь лишь об оценке капитализма, а не о понимании его. В этом последнем
отношении романтики стоят, как мы видели, не выше классиков}.
Неправильное понимание внешнего рынка соединяется
обыкновенно у романтиков с указаниями на «особенности» международного положения
капитализма в данной стране, на невозможность найти рынок и т. п.; все эти аргументы стремятся
“отклонить” капиталистов от поисков внешнего рынка. Говоря “указания”, мы
выражаемся, впрочем, неточно, ибо фактического анализа внешней торговли страны,
ее поступательного движения в области новых рынков, ее колонизации и т. п.
романтик не дает. Его вовсе не интересует изучение действительного процесса и
выяснение его; ему нужна лишь мораль против
этого процесса. Чтобы читатель мог
убедиться в полной тождественности этой морали у современных русских романтиков
и у французского романтика, приведем образчики рассуждений последнего. Как
Сисмонди грозил капиталистам, что они не
найдут рынка, это мы уже видели. Но он утверждал не только это. Он утверждал, что “мировой рынок уже
достаточно снабжен” (11, 328), доказывая невозможность идти путем капитализма и необходимость избрать иной путь... Он уверял
английских предпринимателей, что капитализм не сможет занять всех рабочих, освобождаемых фермерским
хозяйством в земледелии (1,
255—256). “Те, кому приносят в жертву земледельцев, найдут ли сами какую-либо
выгоду в этом? Ведь земледельцы
— самые близкие и самые надежные потребители английских мануфактур. Прекращение их потребления нанесло бы
индустрии удар, более гибельный, чем закрытие одного из самых крупных внешних
рынков” (1, 256). Он уверял английских фермеров, что им не выдержать
конкуренции бедного польского крестьянина, которому хлеб почти ничего не стоит (11,
257), что им грозит еще более страшная конкуренция русского хлеба из портов
Черного моря. Он восклицал: “Американцы последовали новому принципу:
производить, не взвешивая вопроса о рынке (produire sans calculer le marché),
и производить как можно больше”, и вот “характеристическая черта торговли
Соединенных Штатов, с одного края страны до другого, — избыток товаров всякого
рода над нуждами потребления... постоянные банкротства суть результат этого
излишества торговых капиталов, которые не могут быть обменены на доход” (1,
455—456). Добрый Сисмонди! Что сказал бы он об Америке современной, — об
Америке, развившейся так колоссально на счет того самого
“внутреннего рынка”, который, по теории романтиков, должен был “сокращаться”!
VII. Кризис
Третий ошибочный вывод Сисмонди из перенятой им
неправильной теории Ад. Смита есть учение о кризисах. Из воззрения Сисмонди,
что накопление (рост производства вообще) определяется потреблением, и из
неверного объяснения реализации всего общественного продукта (сводимого к доле
рабочих и доле капиталистов в доходе) вытекло естественно и неизбежно то
учение, что кризисы объясняются несоответствием между производством и
потреблением. Этой теории и держался целиком Сисмонди. Ее перенял и Родбертус,
придав ей слегка измененную формулировку: он объяснял кризисы тем, что при
росте производства доля рабочих в продукте уменьшается, причем весь
общественный продукт он так же неправильно, как и А. Смит, делил на заработную
плату и “ренту” (по его терминологии «рента» есть сверхстоимость, т. е. прибыль
и поземельная рента вместе). Научный анализ накопления в капиталистическом
обществе и реализации продукта подорвал все основания этой теории, указав
также, что именно в эпохи, предшествующие кризисам,
потребление рабочих повышается, что недостаточное потребление
(объясняющее будто бы кризисы) существовало при самых различных хозяйственных
режимах, а кризисы составляют отличительный признак
только одного режима — капиталистического. Эта теория объясняет кризисы
другим противоречием, именно противоречием между
общественным характером производства (обобществленного капитализмом) и частным,
индивидуальным способом присвоения. Глубокое различие этих теорий,
казалось бы, ясно само собой, но мы должны остановиться
подробнее на нем, ибо именно русские последователи Сисмонди стараются стереть
это различие и спутать дело. Две теории кризисов, о которых мы говорим, дают им
совершенно различные объяснения. Первая теория объясняет их
противоречием между производством и потреблением рабочего класса, вторая —
противоречием между общественным характером производства и частным характером
присвоения. Первая, след., видит корень явления вне производства (отсюда
у Сисмонди, напр., общие нападки на классиков, что они игнорируют потребление,
занимаясь только производством); вторая — именно в условиях производства.
Говоря кратче, первая объясняет кризисы недостаточным потреблением (Unterkonsumption), вторая — беспорядочностью производства. Итак, обе
теории, объясняя кризисы противоречием в самом строе хозяйства,
совершенно расходятся в указании этого противоречия. Но спрашивается: отрицает
ли вторая теория факт противоречия между производством и потреблением, факт
недостаточного потребления? Разумеется, нет. Она вполне признает этот
факт, но отводит ему надлежащее, подчиненное место, как факту, относящемуся
лишь к одному подразделению всего капиталистического производства. Она учит,
что этот факт не может объяснить кризисов, вызываемых другим, более глубоким,
основным противоречием современной хозяйственной системы, именно противоречием
между общественным характером производства и частным характером присвоения.
Поэтому, что сказать о тех людях, которые, придерживаясь в сущности первой
теории, прикрываются ссылками на то, как представители второй констатируют
противоречие между производством и потреблением? Очевидно, эти люди не вдумались
в основу различия двух теорий и не поняли, как следует, второй теории. К числу
этих людей принадлежит, напр., г. Н. —он (не говоря уже о г. В. В.). На
принадлежность их к последователям Сисмонди было уже указано в нашей литературе
г. Туган-Барановским (“Промышленные кризисы”,
с. 477, с странной оговоркой относительно г. Н. —она: «по-видимому»). Но г. Н.
—он, толкуя о “сокращении внутреннего рынка” и о “понижении народной
потребительной способности” (центральные пункты его воззрений), ссылается тем
не менее на представителей второй теории, констатирующих факт
противоречия между производством и потреблением, факт недостаточного
потребления. Понятно, что такие ссылки показывают только характерную вообще для
этого автора способность приводить неуместные цитаты и ничего более. Напр., все
читатели, знакомые с его “Очерками”, помнят, конечно, его “цитату” о том, что
“рабочие, как покупатели товара, важны для рынка, но капиталистическое общество
имеет стремление ограничить их минимумом цены, как продавцов собственного
товара — рабочей силы” (“Очерки”, с. 178), помнят также, что г. Н. —он хочет
выводить отсюда и “сокращение внутреннего рынка” (11)., с. 203 и др) и кризисы
(с. 298 и др.). Но, приводя эту цитату (ничего не доказывающую, как мы
разъяснили), наш автор сверх того опускает конец той выноски, из которой
взята его цитата. Эта цитата представляла из себя заметку, вставленную в
рукопись II отдела II тома
“Капитала”. Заметка эта была вставлена, “чтобы впоследствии развить ее
обстоятельнее”, и издатель рукописи отнес ее в примечание. После приведенных
слов в этой заметке говорится: «Однако все это относится только к следующему
отделу», — т. е. к третьему отделу. А что это за третий отдел? Это именно
тот отдел, который содержит критику теории А. Смита о двух частях всего общественного
продукта (вместе с вышеприведенным отзывом о Сисмонди) и анализ
“воспроизводства и обращения всего общественного капитала”, т. е. реализации
продукта. Итак, в подтверждение своих воззрений, повторяющих Сисмонди, наш
автор цитирует заметку, относящуюся «только к отделу», опровергающему Сисмонди:
«только к отделу», в котором показано, что капиталисты могут реализовать
сверхстоимость и что внесение внешней торговли в анализ реализации есть
нелепость...
Другая попытка стереть различие двух теорий и защитить
старый романтический хлам ссылкой на новейшие учения содержится в статье
Эфруси. Приведя теорию кризисов Сисмонди, Эфруси указывает на ее неверность («Р.
Б.» №7, с.162). Указания его крайне неотчетливы и противоречивы. С одной
стороны, он повторяет доводы противоположной теории, говоря, что предметами
непосредственного потребления не исчерпывается национальный спрос. С другой
стороны, он утверждает, что объяснение кризисов Сисмонди “указывает лишь на
одно из многих обстоятельств, затрудняющих распределение национального
производства соответственно спросу населения и его покупательной способности”.
Читателя приглашают, следовательно, думать, что объяснение кризисов заключается
именно в «распределении» и что ошибка Сисмонди ограничивается неполным
указанием причин, затрудняющих это распределение! Но главное не в этом...
“Сисмонди, — говорит Эфруси, — не остановился на вышеприведенном объяснении.
Уже в 1-ом издании «Nouv. Princ.» мы находим глубоко поучительную главу,
озаглавленную “De la connaissance du marché” {«О знании рынка»}. В
этой главе Сисмонди раскрывает нам основные причины нарушения равновесия между
производством и потреблением (это заметьте!) с такой ясностью, какую мы в этом
вопросе встречаем лишь у немногих экономистов” (ib.). И, приведя цитаты о том, что фабрикант не может
знать рынка, Эфруси говорит: “Почти то же самое говорит Энгельс” (с. 163) —
следует цитата о том, что фабрикант не может знать спроса. Приводя затем еще
цитаты о “других препятствиях для установления равновесия между производством и
потреблением” (с. 164), Эфруси уверяет, что “в них дается то самое объяснение
кризисов, которое все более и более становится господствующим”! Даже более:
Эфруси находит, что “мы в вопросе о причинах народнохозяйственных кризисов
можем с полным правом смотреть на Сисмонди, как на родоначальника тех взглядов,
которые позднее развиваются более последовательно и более ясно” (с. 168).
Но всем этим Эфруси обнаруживает полное непонимание
дела! Что такое кризисы? — Перепроизводство, производство товаров, которые не
могут быть реализованы, не могут найти спроса. Если товары не могут найти
спроса, — значит, фабрикант, производя их, не знал спроса. Спрашивается теперь:
неужели указать это условие возможности кризисов значит дать объяснение
кризисам? Неужели Эфруси не понимал разницы между указанием возможности и
объяснением необходимости явления? Сисмонди говорит: кризисы возможны, ибо
фабрикант не знает спроса; они необходимы, ибо в капиталистическом производстве
не может быть равновесия производства с потреблением (т. е. не может быть
реализован продукт). Энгельс говорит: кризисы возможны, ибо фабрикант не знает
спроса; они необходимы совсем не потому, чтобы вообще не мог быть реализован
продукт. Это неверно: продукт может быть реализован. Кризисы необходимы потому,
что коллективный характер производства приходит в противоречие с индивидуальным
характером присвоения. И вот находится экономист, который уверяет, что Энгельс
говорит “почти то же самое”; что Сисмонди дает “то же самое объяснение
кризисов”! «Меня удивляет поэтому, — пишет Эфруси, — что г.
Туган-Барановский... упустил из виду самое важное и ценное в учении Сисмонди»
(с. 168). Но г. Туган-Барановский ничего не упустил из виду. Напротив, он с
полной точностью указал то основное противоречие, к которому сводит дело новая
теория (с. 455 и др.), и выяснил значение Сисмонди, который раньше указал на
противоречие, проявляющееся в кризисах, но не сумел дать верного объяснения ему
(с. 457: Сисмонди до Энгельса указывал на то, что кризисы вытекают из
современной организации хозяйства; с. 491: Сисмонди излагал условия возможности
кризисов, но «не всякая возможность осуществляется на деле»). А Эфруси
совершенно в этом не разобрался и, свалив все в одну кучу, «удивляется», что у
него выходит путаница! “Мы, правда, — говорит экономист “Русск. Богатства”, — у
Сисмонди не находим тех выражений, которые
теперь получили всеобщее право гражданства, вроде “анархии производства”,
“отсутствия планомерности (Planlosigkeit)
производства”, но сущность, скрывающаяся под этими выражениями, отмечена у него
вполне ясно” (с. 168). С какой легкостью романтик новейший реставрирует
романтика былых дней! Вопрос сводится к различию в словах! На деле вопрос
сводится к тому, что Эфруси не понимает тех слов, которые повторяет. “Анархия
производства”, “отсутствие планомерности производства” — о чем говорят эти
выражения? О противоречии между общественным характером
производства и индивидуальным характером присвоения. И мы спрашиваем
всякого, знакомого с разбираемой экономической литературой: признавал ли это
противоречие Сисмонди или Родбертус? Выводили ли они кризисы из этого
противоречия? Нет, не выводили и не могли выводить, ибо ни один из них совершенно
не понимал этого противоречия. Самая идея о том, что критику капитализма
нельзя основывать на фразах о всеобщем благополучии, или о неправильности
“обращения, предоставленного самому себе”, а необходимо основывать на характере
эволюции производственных отношений, — была им абсолютно чужда.
Мы вполне понимаем, почему наши российские романтики
употребляют все усилия, чтобы стереть различие между двумя указанными теориями
кризисов. Это потому, что с указанными теориями самым непосредственным, самым тесным
образом связаны принципиально различные отношения к капитализму. В самом деле, если мы объясняем кризисы невозможностью
реализовать продукты, противоречием между производством и потреблением, то мы
тем самым приходим к отрицанию действительности, пригодности того пути, по
которому идет капитализм, объявляем его путем “ложным”
и обращаемся к поискам “иных путей”. Выводя кризисы из этого противоречия, мы
должны думать, что, чем дальше развивается оно, тем труднее выход из
противоречия. И мы видели, как Сисмонди с величайшей наивностью высказал именно
это мнение, говоря, что если капитал накопляется медленно, то это еще можно
снести; но если быстро, то это становится невыносимо. — Наоборот, если мы
объясняем кризисы противоречием между общественным характером производства и
индивидуальным характером присвоения, мы тем самым признаём действительность и
прогрессивность капиталистического пути и отвергаем поиски «иных путей», как
вздорный романтизм. Мы тем самым признаем, что, чем дальше развивается это противоречие,
тем легче выход из него, и что выход заключается именно в развитии
данного строя.
Как видит читатель, и тут мы встречаем различие «точек
зрения»…
Вполне естественно, что наши романтики ищут
теоретических подтверждений своим воззрениям. Вполне естественно, что эти
поиски приводят их к старому хламу, давным-давно выброшенному Западной Европой.
Вполне естественно, что они, чувствуя это, пытаются реставрировать этот хлам,
то прямо прикрашивая романтиков Западной Европы, то провозя романтизм под
флагом неуместных и извращенных цитат. Но они жестоко заблуждаются, если
думают, что подобная контрабанда будет оставаться нераскрытой.
Заканчивая этим изложение основной
теоретической доктрины Сисмонди и главнейших теоретических выводов, сделанных
им из нее, мы должны сделать маленькое добавление, относящееся опять к Эфруси.
В другой своей статье о Сисмонди (продолжение первой) он говорит: “Еще более
интересными (сравнительно с учением о доходе с капитала) являются воззрения
Сисмонди на различные виды доходов” («Р. Б.» №8, с. 42). Сисмонди, дескать, так
же, как и Родбертус, делит национальный доход на две части: «одна поступает владельцам
земли и орудий производства, другая — представителям труда» (ib.). Следуют цитаты, в которых Сисмонди говорит о таком
делении не только национального дохода, но и всего продукта: “Годовое производство,
или результат всех работ, совершенных народом в течение года, также состоит из
двух частей” и т. д. (“N. Princ.”, I, 105, цит. в
«Р. Б.» №8, с. 43). “Процитированные места, — заключает наш экономист, — ясно
доказывают, что Сисмонди вполне усвоил (!) ту самую классификацию народного
дохода, которая играет у новейших экономистов такую важную роль, именно деление
народного дохода на доход, основанный на труде, и на беструдовой доход — arbeitsloses Einkommen.
Хотя, вообще говоря, взгляды Сисмонди по вопросу о доходе не всегда ясны и
определенны, но в них все-таки проглядывает сознание различия, существующего
между частнохозяйственным и
народнохозяйственным доходом” (с. 43).
Процитированное место, скажем мы на это, ясно
доказывает, что Эфруси вполне усвоил мудрость немецких учебников, но, несмотря
на это (а, может быть, именно благодаря этому), совершенно проглядел теоретическую
трудность вопроса о национальном доходе в отличие от индивидуального. Эфруси
выражается очень неосторожно. Мы видели, что в первой половине своей статьи он
называл “новейшими экономистами” теоретиков одной определенной школы. Читатель
вправе будет подумать, что и на этот раз речь идет о них же. На самом же деле
автор разумеет тут нечто совершенно иное. В качестве новейших экономистов фигурируют
теперь уже немецкие катедер-социалисты. Защита Сисмонди состоит в том, что
автор сближает его теорию с их учением. В чём же состоит учение этих “новейших”
авторитетов Эфруси? — В том, что национальный доход делится на две части.
Да ведь это учение Ад. Смита, а вовсе не “новейших
экономистов”! Разделяя доход на заработную плату, прибыль и ренту (кн. 1, гл. VI “Богатства народов”; кн. II, гл. II), А. Смит
противополагал два последних первому, именно, как беструдовой доход, называя
оба их вычетом из труда (кн. I, гл. VIII) и оспаривая мнение, что прибыль есть та же
заработная плата за особого рода труд (кн. I, гл. VI). И Сисмонди,
и Родбертус, и “новейшие” авторы немецких учебников просто повторяют это учение
Смита. Различие между ними только то, что А. Смит сознавал, что ему не вполне
удается выделить национальный доход из национального продукта; сознавал, что он
впадает в противоречие, выкидывая из последнего постоянный капитал (по
современной терминологии), который им включался, однако, в единичный продукт.
“Новейшие” же экономисты, повторяя ошибку А. Смита, облекали его учение только
в более напыщенную форму (“классификация национального дохода”) и утрачивали
сознание того противоречия, перед которым остановился А. Смит. Это — приемы,
быть может, ученые, но вовсе не научные.
VIII. Капиталистическая рента и капиталистическое
перенаселение
Продолжаем обзор теоретических воззрений Сисмонди. Все
главные его воззрения — те, которые характеризуют его в отличие от всех других
экономистов, мы уже рассмотрели. Дальнейшие либо не играют столь важной роли в
общем его учении, либо составляют вывод из предыдущих.
Отметим, что Сисмонди точно так же, как и Родбертус,
не разделял теории ренты Рикардо. Не выдвигая своей собственной теории, он
старался поколебать учение Рикардо соображениями более чем слабыми. Он выступает здесь чистым идеологом мелкого
крестьянина; он не столько опровергает Рикардо, сколько отвергает вообще
перенесение на земледелие категорий товарного хозяйства и капитализма. В обоих
отношениях его точка зрения в высшей степени характерна для романтика. Гл. XIII 3-ей
книги посвящена “теории г. Рикардо о ренте с земель”. Заявив сразу о полном
противоречии доктрины Рикардо его собственной теории, Сисмонди приводит такие
возражения: общий уровень прибыли (на
котором построена теория Рикардо) никогда не устанавливается, свободного
перемещения капитала в земледелии нет. В земледелии надо рассматривать внутреннюю
ценность продукта (la valeur intrinsèque), не зависящую от колебаний рынка и предоставляющую
владельцу “чистый продукт” (produit
net), “труд природы” (1, 306). “Труд природы есть сила,
источник чистого продукта земли, рассматриваемого в его внутренней стоимости” (intrinsèquement) (1,
310). “Мы рассматривали ренту (le fermage), или, вернее, чистый продукт, как происходящий
непосредственно из земли в пользу собственника; он не отнимает никакой доли ни у фермера, ни у потребителя” (1, 312). И
это повторение старых физиократических предрассудков заключается еще моралью:
“Вообще в политической экономии следует беречься (se défier) абсолютных предположений, точно так же, как и
абстракций” (1, 312)! С такой “теории” нечего даже и разбирать, ибо одного маленького
примечания Рикардо против “труда природы” более чем достаточно. Это просто
отказ от анализа и гигантский шаг назад сравнительно с Рикардо. С полной
наглядностью сказывается и тут романтизм Сисмонди, который спешит осудить
данный процесс, боясь прикоснуться к нему анализом. Заметьте, что он ведь не
отрицает того факта, что земледелие развивается в Англии капиталистически, что
крестьяне заменяются фермерами и поденщиками, что на континенте дела развиваются
в том же направлении. Он просто отворачивается от этих фактов (которые он
обязан был рассмотреть, рассуждая о капиталистическом хозяйстве), предпочитая
сентиментальные разговоры о предпочтительности системы патриархальной
эксплуатации земли. Точь-в-точь так же поступают и наши народники: никто из них
и не пытался отрицать того факта, что товарное хозяйство проникает в
земледелие, что оно не может не производить радикального изменения в
общественном характере земледелия, — но в то же время никто, рассуждая о
капиталистическом хозяйстве, не ставит вопроса о росте торгового земледелия,
предпочитая отделываться сентенциями о «народном производстве». Так как здесь
мы ограничиваемся пока разбором теоретической экономии Сисмонди, то более
подробное ознакомление с этой “патриархальной эксплуатацией” откладываем до
дальнейшего.
Другим теоретическим пунктом, около которого вращается
изложение Сисмонди, является учение о населении. Отметим отношение Сисмонди к теории Мальтуса и к излишнему
населению, создаваемому капитализмом.
Эфруси уверяет, что Сисмонди согласен с Мальтусом лишь
в том, что население может размножаться с чрезвычайной быстротой, служа
источником чрезвычайных страданий. “В дальнейшем они являются полнейшими
антиподами. Сисмонди ставит весь вопрос о населении на социально-историческую почву” («Р. Б.» №7, с. 148). И в этой формулировке Эфруси совершенно затушевывает характерную точку зрения Сисмонди
(именно мелкобуржуазную) и его романтизм.
Что значит “ставить вопрос о населении на социально-историческую
почву”? Это значит исследовать закон народонаселения каждой исторической
системы хозяйства отдельно и изучать его связь и соотношение с данной системой.
Какую систему изучал Сисмонди? Капиталистическую. Итак, сотрудник «Русск.
Богатства» полагает, что Сисмонди изучал капиталистический закон народонаселения.
В этом утверждении есть доля истины, но только доля. А так как Эфруси и
не думал разбирать, чего недоставало Сисмонди в его рассуждениях о
народонаселении, и так как Эфруси утверждает, что “Сисмонди является здесь
предшественником самых выдающихся новейших экономистов” (с. 148), — то в
результате получается совершенно такое же подкрашивание мелкобуржуазного
романтика, какое мы видели по вопросу о кризисах и о национальном доходе. В чем
состояло сходство учения Сисмонди с новой теорией по этим вопросам? В том, что
Сисмонди указал на противоречия, свойственные капиталистическому накоплению.
Это сходство Эфруси отметил. В чем состояло различие Сисмонди от новой теории?
В том, во-1-х, что он ни на йоту не двинул вперед научного анализа этих
противоречий и в некоторых отношениях сделал даже шаг назад сравнительно с
классиками, — во-2-х, в том, что он прикрывал свою неспособность к анализу
(отчасти свое нежелание производить анализ) мелкобуржуазной моралью о
необходимости соображать национальный доход с расходом, производство с потреблением
и т. п. Этого различия Эфруси ни по одному из указанных пунктов не отметил
и тем совершенно неправильно представил настоящее значение Сисмонди и его
отношение к новейшей теории. Совершенно то же самое видим мы и по данному вопросу.
Сходство Сисмонди с новейшей теорией и здесь ограничивается указанием на
противоречие. Различие и здесь состоит в отсутствии научного анализа и в
мелкобуржуазной морали вместо такого анализа. Поясним это.
Развитие капиталистической машинной индустрии с конца
прошлого века повело за собой образование излишнего населения, и пред
политической экономией встала задача объяснить это явление. Мальтус пытался,
как известно, объяснить его естественно-историческими причинами, совершенно
отрицая происхождение его из известного, исторически определенного, строя
общественного хозяйства и совершенно закрывая глаза на вскрываемые этим фактом
противоречия. Сисмонди указал на эти противоречия и на вытеснение населения
машинами. В этом указании его неоспоримая заслуга, ибо в ту эпоху, когда он
писал, такое указание было новостью. Но посмотрим, как он отнесся к этому
факту.
В 7-ой книге (“О населении”) 7-ая глава специально
говорит “о населении, сделавшемся излишним вследствие изобретения машин”.
Сисмонди констатирует, что «машины вытесняют людей» (р. 315, II, VII), и сейчас
же ставит вопрос, есть ли изобретение машин выгода для нации или несчастье?
Понятно, что «решение» этого вопроса для всех стран и времен вообще, а не для
капиталистической страны состоит в бессодержательнейшей банальности: выгода —
тогда, когда “спрос на потребление превышает средства производства в руках
населения” (les moyens de produire de la population) (II, 317), и бедствие — “когда производство вполне достаточно
для потребления”. Другими словами: констатирование противоречия служит у
Сисмонди лишь поводом для рассуждений о каком-то абстрактном обществе, в
котором уже нет никаких противоречий и к которому применима мораль расчетливого
крестьянина! Сисмонди и не пытается анализировать это противоречие, разобрать,
как оно складывается, к чему ведет и т. д. в данном капиталистическом обществе.
Нет, он пользуется этим противоречием лишь как материалом
для своего нравственного негодования против такого противоречия. Всё дальнейшее
содержание главы не дает абсолютно ничего по данному теоретическому вопросу,
исчерпываясь сетованиями, жалобами и невинными пожеланиями. Вытесняемые рабочие
были потребителями... сокращается внутренний рынок... что касается внешнего, то
мир уже достаточно снабжен... умеренное довольство крестьян лучше гарантировало
бы сбыт... нет более поразительного, ужасающего примера, как Англия, которой
следуют государства континента — вот какие сентенции дает Сисмонди вместо
анализа явления! Его отношение к предмету точь-в-точь таково, как и отношение
наших народников. Народники тоже ограничиваются одним
констатированием факта избыточности населения и утилизируют этот факт
лишь для сетований и жалоб на
капитализм (ср. Н. —он, В. В. и т. п.). Как Сисмонди не пытается даже анализировать, в каком отношении к требованиям
капиталистического производства находится это излишнее население, — так и
народники никогда и не ставили себе подобного вопроса.
Полная неправильность подобного приема была выяснена научным анализом этого
противоречия. Этот анализ
установил, что избыточное население, представляя из себя, несомненно, противоречие (рядом с избыточным производством и избыточным
потреблением) и будучи необходимым результатом капиталистического накопления,
является в то же время необходимой составной частью капиталистического
механизма. Чем дальше развивается крупная
индустрия, тем большим колебаниям подвергается спрос на рабочих, в зависимости
от кризисов или периодов процветания во всем национальном производстве или в
каждой отдельной отрасли его. Эти колебания — закон
капиталистического производства, которое не могло бы существовать, если
бы не было избыточного населения (т. е. превышающего средний спрос
капитализма на рабочих), готового в каждый данный момент доставить рабочие руки
для любой отрасли промышленности или для любого предприятия. Анализ показал,
что избыточное население образуется во всех отраслях промышленности, куда
только проникает капитализм, — и в земледелии точно так же, как в
промышленности, — и что избыточное население существует в разных формах.
Главных форм три: 1) Перенаселение текучее. К нему принадлежат незанятые
рабочие в промышленности. С развитием промышленности необходимо растет и число их. 2) Перенаселение скрытое.
К нему принадлежит сельское население, теряющее свое хозяйство с развитием
капитализма и не находящее неземледельческих занятий. Это население всегда
готово доставить рабочие руки для любых предприятий. 3) Перенаселение
застойное. Оно занято “в высшей степени неправильно”, при условиях, стоящих
ниже обычного уровня. Сюда относятся главным образом работающие дома на
фабрикантов и на магазины, как сельские жители, так и городские. Совокупность
всех этих слоев населения и составляет относительно избыточное население,
или резервную армию. Последний термин отчетливо показывает, о каком
населении идет речь. Это — рабочие, которые необходимы капитализму для возможного
расширения предприятий, но которые никогда не могут быть заняты постоянно.
Таким образом, и по данному вопросу теория пришла к
выводу, который диаметрально противоположен выводу романтиков. Для последних
избыточное население означает невозможность капитализма или “ошибочность” его.
На самом же деле — как раз наоборот: избыточное
население, являясь необходимым дополнением
избыточного производства, составляет необходимую принадлежность
капиталистического хозяйства, без
которой оно не могло бы ни существовать, ни развиваться. Эфруси и тут
совершенно неправильно представил
дело, умолчав об этом положении новейшей теории.
Простого сопоставления двух указанных точек зрения достаточно для суждения о том, к
какой из них примыкают наши народники. Вышеизложенная глава из Сисмонди могла бы с полнейшим
правом фигурировать в “Очерках
нашего пореформенного общественного хозяйства” г. Н. —она.
Констатируя образование избыточного населения в
пореформенной России, народники никогда не ставили вопроса о потребностях
капитализма в резервной армии рабочих. Могли ли бы быть построены железные
дороги, если бы не образовывалось
постоянно избыточное население? Известно ведь, что спрос на такого рода труд
сильно колеблется по годам. Могла ли развиться промышленность без этого
условия? (В периоды горячки она требует массы строительных рабочих для вновь
воздвигаемых фабрик, зданий, складов и т. п. и всякого рода вспомогательной
поденной работы, занимающей большую часть так называемых отхожих неземледельческих
промыслов.) Могло ли без этого условия создаться капиталистическое земледелие
наших окраин, требующее сотен тысяч и миллионов поденщиков, причем колебания
спроса на этот труд, как известно, непомерно велики? Могло ли бы иметь место
без образования избыточного населения феноменально быстрое сведение лесов
предпринимателями-лесопромышленниками на нужды фабрик? (Лесные работы принадлежат
тоже к числу наихудше оплачиваемых и наихудше обставленных, как и другие формы
труда сельских жителей на предпринимателей.) Могла ли без этого условия
развиться система раздачи работы на дома в городах и деревнях купцами,
фабрикантами, магазинами, составляющая столь распространённое явление в так
называемых кустарных промыслах? Во всех этих отраслях труда (развившихся
главным образом после реформы) колебания спроса на наемный труд крайне велики.
А ведь размер колебаний такого спроса определяет размер избыточного населения, требуемого
капитализмом. Экономисты-народники нигде не показали, чтобы им был известен
этот закон. Мы не намерены, конечно, входить здесь в разбор этих вопросов по
существу. Это не входит в нашу задачу. Предмет нашей статьи —
западноевропейский романтизм и его отношение к русскому народничеству. И в
данном случае отношение это оказывается таким же, как во всех предыдущих: по
вопросу об избыточном населении народники стоят целиком на точке зрения
романтизма, которая диаметрально противоположна точке зрения новейшей теории.
Капитализм не занимает освобождаемых рабочих, говорят они. Значит, он
невозможен, «ошибочен» и т. п. Вовсе еще это не “значит”. Противоречие не есть
невозможность (Widerspruch не то, что Widersinn).
Капиталистическое накопление, это настоящее производство ради производства,
есть тоже противоречие. Но это не мешает ему существовать и быть законом определённой
системы хозяйства. То же самое надо сказать и о всех других противоречиях
капитализма. Приведенное народническое рассуждение «значит» только, что в
российскую интеллигенцию глубоко въелся порок отговариваться от всех этих
противоречий фразами.
Итак, Сисмонди не дал абсолютно ничего для теоретического
анализа перенаселения. Но как же он смотрел на него? Его взгляд
складывается из оригинального сочетания мелкобуржуазных симпатий и мальтузианства.
“Великий порок современной социальной организации, — говорит Сисмонди, — тот,
что бедный не может никогда знать, на какой спрос труда он может рассчитывать”
(II, 261), и Сисмонди вздыхает о тех временах, когда
«деревенский сапожник» и мелкий крестьянин
точно знали свои доходы. “Чем более бедняк лишен всякой собственности, тем
более подвергается он опасности ошибиться
насчёт своего дохода и содействовать созданию такого населения (contribuer à
accroître une population…),
которое, не будучи в соответствии со спросом на труд, не найдет средств к
жизни” (II, 263—264). Видите: этому идеологу мелкой буржуазии
мало того, что он желал бы задержать все общественное
развитие ради сохранения патриархальных отношений полудикого населения.
Он готов предписывать какое угодно калечение человеческой природы, лишь бы оно
служило сохранению мелкой буржуазии. Вот ещё несколько
выписок, которые не оставляют сомнения насчет этого последнего пункта:
Еженедельная расплата на фабрике с полунищим рабочим приучила его не смотреть на будущее дальше
следующей субботы: “в нем притупили таким образом нравственные качества и
чувство симпатии” (II, 266), состоящие, как мы сейчас
увидим, в «супружеском благоразумии»!.. — «его семья будет становиться тем
многочисленнее, чем более она в тягость обществу; и нация будет страдать (gémira) под гнетом
населения, не приведенного в
соответствие (disproportionnée) с средствами его содержания» (II, 267). Сохранение мелкой собственности во что бы то
ни стало — вот лозунг Сисмонди — хотя бы даже ценой понижения жизненного уровня
и извращения человеческой природы! И Сисмонди, поговоривши, с видом
государственного человека, о том, когда “желателен” рост населения, посвящает
особую главу нападкам на религию за то, что она не осуждала “неблагоразумных”
браков. Раз только затронут его идеал — мелкий буржуа, Сисмонди является более
мальтузианцем, чем сам Мальтус. “Дети, рождающиеся лишь для нищеты, — поучает
Сисмонди религию, — рождаются также только для порока... Невежество в вопросах
социального строя заставило их (представителей религии) вычеркнуть целомудрие
из числа добродетелей, свойственных браку, и было одной из тех постоянно
действующих причин, которые разрушают соответствие, естественно
устанавливающееся между населением и его средствами существования” (II, 294). “Религиозная мораль должна учить людей, что,
возобновив семью, они не менее обязаны жить целомудренно со своими женами, чем
холостяки с женщинами, им не принадлежащими” (II, 298). И Сисмонди, претендующий вообще не только на
звание теоретика-экономиста, но и на звание мудрого администратора, тут же
подсчитывает, что для “возобновления семьи” требуется “в общем и среднем три
рождения”, и дает совет правительству “не обманывать людей надеждой на
независимое положение, позволяющее заводить семью, когда это обманчивое
учреждение (cet établissement illusoire) оставит их на произвол
страданий, нищеты и смертности” (II, 299). «Когда
социальная организация не отделяла класса трудящегося от класса, владеющего
какой-нибудь собственностью, одного общественного мнения было достаточно для
предотвращения бича (le fléau) нищенства.
Для земледельца — продажа наследия его отцов, для ремесленника — растрата его
маленького капитала всегда заключают в себе нечто постыдное... Но в современном
строе Европы... люди, осужденные не иметь никогда никакой собственности, не
могут чувствовать никакого стыда перед обращением к нищенству» (II, 306—307). Трудно рельефнее выразить тупость и
черствость мелкого собственника! Из теоретика Сисмонди превращается здесь в
практического советчика, проповедующего ту мораль, которой, как известно, с
таким успехом следует французский крестьянин. Это не только Мальтус, но
вдобавок Мальтус, выкроенный нарочито по мерке мелкого буржуа. Читая эти главы
Сисмонди, невольно вспоминаешь страстно-гневные выходки Прудона, доказывавшего,
что мальтузианство есть проповедь супружеской практики... некоторого
противоестественного порока.
IX. Машины в капиталистическом обществе
В связи с вопросом об избыточном населении стоит
вопрос о значении машин вообще.
Эфруси усердно толкует о “блестящих замечаниях”
Сисмонди насчет машин, о том, что “считать его противником технических
усовершенствований несправедливо” (№7, с. 155), что “Сисмонди не был врагом
машин и изобретений” (с. 156). “Сисмонди неоднократно подчеркивал ту мысль, что
не машины и изобретения сами по себе вредны для рабочего класса, а они делаются
таковыми лишь благодаря условиям современного хозяйства, при котором
возрастание производительности труда не ведет ни к увеличению потребления рабочего
класса, ни к сокращению рабочего времени” (с. 155).
Все эти указания вполне справедливы. И опять-таки
такая оценка Сисмонди замечательно
рельефно показывает, как
народник абсолютно не сумел понять романтика,
понять свойственную романтизму точку зрения на
капитализм и её радикальное отличие от точки
зрения научной теории. Народник и не мог этого понять, потому что народничество само не пошло дальше романтизма. Но
если указания Сисмонди на противоречивый характер капиталистического употребления
машин были крупным прогрессом в 1820-х годах, то в настоящее время ограничиваться
подобной примитивной критикой и не понимать её мелкобуржуазной ограниченности
уже совершенно непростительно.
В этом отношении (т. е. в вопросе о различии учения Сисмонди от новейшей теории) {а
мы видели уже неоднократно, что Эфруси везде
старался проводить это сравнение с современной теорией} Эфруси твердо остаётся при своем. Он не умеет даже поставить вопроса.
Указавши, что Сисмонди видел противоречие, он этим и удовлетворяется, как будто
бы история не показывала самые разнородные приёмы и способы критиковать противоречия
капитализма. Говоря, что Сисмонди считал вредными машины не сами по себе, а
вследствие их действия при данном социальном строе, Эфруси и не замечает, какая
примитивная, поверхностно-сентиментальная точка зрения сказывается уже в одном этом
рассуждении. Сисмонди действительно рассуждал: вредны машины или не вредны? и
“решал” вопрос сентенцией: машины полезны лишь тогда, когда производство сообразуется
с потреблением (ср. цитаты в «Р.
Б.» №7, с. 156). После всего изложенного выше нам нет надобности доказывать
здесь, что подобное “решение” есть не что
иное, как подстановка мелкобуржуазной утопии на место научного анализа капитализма.
Сисмонди нельзя винить в том, что он не произвел такого анализа. Исторические заслуги
судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с
современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с
своими предшественниками. Но мы судим здесь уже не о Сисмонди и не о его
примитивной, сентиментальной точке зрения, а об экономисте “Р. Б—ва”, который
до сих пор не понимает отличия такой точки зрения от новейшей. Он не понимает,
что для характеристики этого отличия следовало поставить вопрос не о том, был
ли Сисмонди врагом машин или нет, а о том, понимал ли Сисмонди значение машин в
капиталистическом строе? понимал ли он роль машин в этом строе, как фактора
прогресса? И тогда экономист “Р. Б-ва” мог бы заметить, что с своей мелкобуржуазной,
утопической точки зрения Сисмонди и не мог поставить такого вопроса и
что в постановке и разрешении его и состоит отличие новой теории. Тогда Эфруси мог
бы понять, что, заменяя вопрос об исторической роли машин в данном капиталистическом
обществе — вопросом об условиях “выгодности” и “пользы” машин вообще, Сисмонди,
естественно, приходил к учению об “опасности” капитализма и капиталистического
употребления машин, взывал о необходимости “задержать”, «умерить», “регламентировать”
рост капитализма и становился в силу этого реакционером. Но понимание исторической
роли машин, как фактора прогресса, и составляет одну из причин, по которой
новейшая теория признала учение Сисмонди реакционным.
Мы не будем здесь, разумеется, излагать новейшее
учение (т. е. учение Маркса) о машинном производстве. Отсылаем читателя хоть к
вышеназванному исследованию Н. Зибера, гл. Х: «Машины и крупная промышленность”
и особенно глава XI: “Разбор теории машинного производства”.
Отметим только в самых кратких чертах её суть. Она сводится к двум пунктам: во-1-х,
к историческому анализу, установившему место машинного производства в ряду
других стадий развития капитализма и отношение машинной индустрии к этим предшествующим
стадиям (капиталистической простой кооперации и капиталистической мануфактуре);
во-2-х, к анализу роли машин в капиталистическом хозяйстве и особенно к анализу
того преобразования всех условий жизни населения, которое производит машинная
индустрия. По первому пункту теория установила, что машинная индустрия есть
только одна стадия (именно высшая) капиталистического производства, и показала
её возникновение из мануфактуры. По второму пункту теория установила, что машинная
индустрия является гигантским прогрессом в капиталистическом обществе не только
потому, что она в громадной степени повышает производительные силы и
обобществляет труд во всем обществе, но также потому, что она разрушает
мануфактурное разделение труда, делает необходимостью переход рабочих от одних
занятий к другим, разрушает окончательно отсталые патриархальные отношения, в
особенности в деревне, дает сильнейший толчок прогрессивному движению общества
как по указанным причинам, так и вследствие концентрации индустриального
населения. Прогресс этот сопровождается, как и все другие прогрессы капитализма,
также и «прогрессом» противоречий, т. е. обострением и расширением их.
Читатель спросит, может быть, какой же интерес имеет
разбор взглядов Сисмонди по такому общеизвестному вопросу и такое суммарное указание
на новую теорию, с которой все “знакомы”, с которой все “согласны”.
А вот, чтобы посмотреть на это “согласие”, мы и
возьмем теперь наиболее видного народнического экономиста, г. Н. —она,
претендующего на строгое применение новейшей теории. В своих “Очерках”, как известно,
г. Н. —он одной из своих специальных задач поставил изучение капитализации
русской текстильной индустрии, которая характеризуется как раз наибольшим
приложением машин.
Спрашивается, на какой точке зрения стоит г. Н.—он в этом вопросе: на точке зрения Сисмонди (с которым,
как мы видели, он разделяет точку зрения на весьма многие стороны капитализма)
или на точке зрения новейшей теории? Является ли он по такому важному вопросу
романтиком или... реалистом? {Слово «реалист» поставлено здесь вместо
слова марксист исключительно по
цензурным соображениям}
Мы видели, что первым отличием новейшей теории
является исторический анализ возникновения машинной индустрии из капиталистической
мануфактуры. Поставил ли г. Н. —он вопрос о возникновении русской машинной
индустрии? Нет. Он дал, правда, указание, что ей предшествовала работа на дому
на капиталиста и ручная «фабрика», но вопроса об отношении машинной индустрии к
предшествующей стадии не только не разъяснил, но даже не “заметил”, что фабрикой
по научной терминологии нельзя было назвать предшествующую стадию
(ручное производство на дому или в мастерской капиталиста), которая должна
быть, несомненно, характеризована как капиталистическая
мануфактура.
Пусть не думает читатель, что это “пробел” неважный.
Напротив, он имеет громадную важность. Во-1-х, г.
Н. —он отождествляет таким образом капитализм с машинной индустрией. Это
— грубая ошибка. Значение научной теории в том и состоит, что она выяснила
настоящее место машинной индустрии как одной стадии капитализма. Если
бы г. Н. —он стоял на точке зрения этой теории, мог ли бы он изображать
рост и победу машинной индустрии «борьбой двух хозяйственных форм»:
какой-то неизвестной “формы, основанной на владении крестьянством орудиями производства”,
и «капитализма» (стр. 2, 3, 66, 198 и др.), тогда как на деле мы видим борьбу
машинной индустрии с капиталистической мануфактурой? Об этой борьбе т.
Н. —он не сказал ни слова, хотя именно в текстильной индустрии, им специально
взятой для изучения (стр. 79), по указанию, им же приведенному, происходила именно
такая смена двух форм капитализма, извращенная г. Н. —оном в смену “народного
производства” “капитализмом”. Не очевидно ли, что в сущности его нимало не
интересовал вопрос о действительном развитии машинной индустрии и что
под “народным производством” прячется утопия совершенно во вкусе Сисмонди? Во-2-х,
если бы г. Н. —он поставил вопрос об историческом развитии русской машинной индустрии,
мог ли бы он говорить о “насаждении капитализма”
(331, 283, 323 и др. стр.), основываясь на фактах правительственной поддержки и
помощи — фактах, которые имели место и в Европе? Спрашивается, подражает ли он
Сисмонди, который ведь совершенно так же говорил о “насаждении”, — или
представителю новейшей теории, изучавшему смену мануфактуры машинной индустрией?
В-3-х, если бы г. Н. —он поставил вопрос об историческом развитии форм капитализма
в России (в текстильной промышленности), мог ли бы он игнорировать существование
капиталистической мануфактуры в русских “кустарных промыслах”? А если бы он действительно
следовал теории и попытался прикоснуться научным анализом хоть к маленькому
уголку этого тоже “народного производства”, — что сталось бы с его столь
суздальски намалеванной картиной русского общественного хозяйства, изображающей
какое-то туманное «народное производство» и оторванный от него “капитализм”,
охватывающий лишь “горсть” рабочих (с. 326 и др.)?
Резюмируем: по первому пункту, составляющему отличие
новейшей теории машинной индустрии от романтической, г. Н. —он ни в каком
случае не может быть признан последователем первой, ибо он не понимает даже
необходимости поставить вопрос о возникновении машинной индустрии как особой
стадии капитализма и замалчивает
существование капиталистической мануфактуры, этой предшествующей машинам стадии
капитализма. Вместо исторического анализа он подсовывает утопию “народного
производства”.
Второй пункт касается учения новейшей теории о преобразовании общественных отношений машинной
индустрией. Г-н Н. —он и не пытался разобрать этот вопрос. Он много сетовал на
капитализм, оплакивал фабрику (точь-в-точь как оплакивал ее Сисмонди), но он не
сделал даже попытки изучить то преобразование общественных условий, которое совершила
фабрика. Для этого потребовалось бы ведь именно сравнение машинной индустрии с предшествующими
стадиями, которые у г. Н. —она отсутствуют. Точно так же точка зрения новейшей
теории на машины, как на фактор прогресса данного капиталистического
общества, — ему совершенно чужда. Опять-таки
он даже и не поставил вопроса об этом, да и не мог поставить, ибо этот
вопрос является лишь результатом исторического изучения смены одной формы
капитализма другою, а у г. Н. —она «капитализм» tout court
{попросту} сменяет... “народное производство”.
Если бы мы на основании «исследования» г. Н.—она о
капитализации текстильной индустрии в России задали вопрос: как смотрит г.
Н. — он на машины? — то мы не могли
бы получить другого ответа, кроме того, с которым знакомы уже по Сисмонди. Г-н
Н. —он признает, что машины
повышают производительность труда (еще
бы этого не признавать!), — как и Сисмонди это признавал. Г-н Н. —он говорит,
что вредны не машины, а капиталистическое употребление их, — как и Сисмонди это
говорил. Г-н Н. —он полагает, что “мы” упустили из виду, вводя машины, что
производство должно соответствовать “народной потребительной способности”, —
как и Сисмонди это полагал.
И только. Больше г. Н. —он ничего не полагает. О тех
вопросах, которые поставила и разрешила новейшая теория, г. Н. —он и знать не
хочет, ибо он даже не попытался рассмотреть ни исторической смены разных форм капиталистического
производства в России (хотя бы на взятом примере текстильной индустрии), ни
роли машин как фактора прогресса в данном капиталистическом строе.
Итак, и по вопросу о машинах — этому крупнейшему
вопросу теоретической экономии — г. Н. —он стоит на точке зрения Сисмонди, Г-н
Н. —он рассуждает совершенно как романтик, что нисколько не мешает ему,
разумеется, цитировать и цитировать.
Это относится не к одному примеру текстильной индустрии,
а ко всем рассуждениям г-на Н. —она. Вспомните хоть вышеприведенный пример
мукомольного производства. Указание на введение машин служит г. Н. —ону только
поводом к сентиментальным сетованиям о том, что это повышение производительности
труда не соответствует “народной потребительной способности”. Тех
преобразований в общественном строе, которые вносит вообще машинная индустрия
(и которые она внесла действительно в России), он и не думал разобрать. Вопрос
о том, были ли эти машины прогрессом в данном капиталистическом обществе, ему совершенно
непонятен.
А сказанное о г. Н. —оне a fortiori {тем более} относится к остальным
экономистам-народникам: народничество в вопросе о машинах до сих пор стоит на
точке зрения мелкобуржуазного романтизма, заменяя экономический анализ сентиментальными пожеланиями.