В. И. Ленин. О ЧЁМ ДУМАЮТ НАШИ
МИНИСТРЫ?
Министр внутренних дел Дурново написал письмо обер-прокурору
св. синода Победоносцеву. Письмо написано было 18 марта 1895г. за №2603, и на нём
стоит надпись: “совершенно доверительно”. Значит, министр хотел, чтобы письмо
осталось в строжайшей тайне. Но нашлись люди, которые не разделяют взглядов господина
министра, что русским гражданам не следует знать намерений правительства, и вот
теперь это письмо гуляет всюду в рукописной копии. О чем же писал г. Дурново
г-ну Победоносцеву? Он писал ему о воскресных школах. В письме говорится: «Сведения, получаемые в течение
последних лет, свидетельствуют, что лица, неблагонадежные в политическом
отношении, а также часть учащейся молодежи известного направления, по примеру 60-х
годов, стремятся к поступлению в воскресные школы в качестве преподавателей,
лекторов, библиотекарей и т. д. Такое систематическое стремление, не оправдываемое
даже изысканием средств для
существования, так как обязанности в подобных школах исполняются безвозмездно, доказывает,
что вышеозначенное явление представляет собою одно из средств борьбы на легальной
(законной) почве с существующим
в России государственным порядком и
общественным строем противоправительственных элементов».
Вот как судит г. министр! Из образованных людей находятся
такие, которые хотят поделиться своими знаниями с рабочими, хотят, чтобы ученье
приносило пользу не одним им, а и народу, — и министр сейчас же решает, что тут
есть “противоправительственные элементы”, т.
е. что это какие-нибудь заговорщики подстрекают
людей идти в воскресные школы. Неужели без подстрекательства не могло
возникнуть у некоторых образованных людей желание учить других? Но министра
смущает то, что учителя воскресных школ не получают жалованья. Он привык
видеть, что служащие ему шпионы и чиновники
служат только из-за жалованья, служат тому, кто больше дает денег, а тут вдруг
люди работают, служат, занимаются и все это... даром. Подозрительно! думает
министр и подсылает шпионов разведать дело. В
письме дальше говорится: “Из следующих сведений” (полученных от шпионов,
существование которых оправдывается получением жалованья) “устанавливается, что
не только в составе преподавателей попадаются лица вредного направления, но что
нередко самые школы находятся под негласным руководством целого кружка
неблагонадежных лиц, члены которого, совершенно не принадлежащие к официальному
персоналу служащих, по приглашению ими же поставленных учителей и учительниц
читают по вечерам лекции и занимаются с учащимися... Порядок, допускающий
возможность чтения лекций людьми посторонними, дает полный простор для проникновения
в число лекторов лиц прямо революционной среды”.
Итак, если “посторонние люди”, не одобренные и не
осмотренные попами и шпионами, хотят заниматься с рабочими, — это значит прямая
революция! Министр смотрит на рабочих, как на порох, а на знание и образование,
как на искру; министр уверен, что если искра попадет в порох, то взрыв
направится прежде всего на правительство.
Мы не можем отказать себе в удовольствии заметить, что
в этом редком случае мы вполне и безусловно согласны со взглядами его высокопревосходительства.
Министр приводит дальше в письме «доказательства» правильности
своих “сведений”. Хороши эти доказательства!
Во-первых, “письмо преподавателя одной из воскресных школ, фамилия которого до сих пор
остается невыясненною”. Письмо это отобрано при обыске. В письме говорится о
программе исторических чтений, об идее закрепощения и раскрепощения сословий,
упоминается о бунте Разина и Пугачева. Должно быть, эти последние имена и
напугали так доброго министра: ему сейчас же померещились, вероятно, вилы.
Второе доказательство:
«В министерстве внутренних дел имеется полученная негласным
путем программа для публичного чтения в одной из московских воскресных школ следующего
содержания: «Происхождение общества. Первобытное общество. Развитие общественной
организации. Государство и для чего оно нужно. Порядок. Свобода. Справедливость.
Формы государственного устройства. Монархия абсолютная и конституционная. Труд
— основа общего благосостояния. Полезность и богатство. Производство, обмен и
капитал. Как распределяется богатство. Преследование собственного интереса. Собственность
и ее необходимость. Освобождение крестьян с землей. Рента, прибыль, заработная
плата. От чего зависит плата и ее виды. Бережливость».
Чтение по этой программе, безусловно негодной для народной
школы, дает полную возможность лектору ознакомить постепенно слушателей и с
теориями Карла Маркса, Энгельса и т. п., а присутствующее по назначению епархиального начальства лицо
едва ли будет в состоянии уловить в чтении начатки социал-демократической пропаганды».
Должно быть, г. министр сильно боится “теорий Маркса и Энгельса”, если замечает
“начатки” их даже в такой программе,
в которой не заметно и следа их. Что
нашел в ней министр “негодного”? Вероятно, вопрос о формах государственного устройства и конституции.
Да возьмите, г. министр, любой учебник географии и вы
найдете там эти вопросы! Неужели взрослым рабочим нельзя знать того, чему учат
ребят?
Но г. министр не надеется на лиц епархиального
ведомства: «пожалуй, не поймут, о чем говорят».
Кончается письмо перечислением “неблагонадежных”
учителей в церковно-приходской воскресной школе при московской фабрике
Товарищества прохоровской мануфактуры, воскресной школы в г. Ельце и предполагаемой
школы в г. Тифлисе. Г-н Дурново советует г. Победоносцеву заняться “тщательной
проверкой лиц, допускаемых к занятиям в школах”. Теперь, когда читаешь список
учителей, волосы дыбом встают: все бывший студент, да бывший студент, да еще
бывшая курсистка. Г-н министр желал бы, чтобы преподавателями были бывшие
унтеры.
С особенным ужасом говорит г. министр, что школа в г.
Ельце “помещается за рекой Сосной, где живет преимущественно простой” (о,
ужас!) “и мастеровой народ и где находится железнодорожная мастерская”.
Подальше, подальше надо держать школы от “простого и
мастерового люда”.
Рабочие! Вы видите, как смертельно боятся наши министры
соединения знания с рабочим людом! Покажите же всем, что никакая сила не сможет
отнять у рабочих сознания! Без знания рабочие — беззащитны, со знанием они —
сила!