К. Луговой. ВЫСОЦКИЙ И ЛИЦЕМЕРЫ

 

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,

Если, руки сложа, наблюдал свысока,

И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом, -

Значит, в жизни ты был ни причем

(В.С. Высоцкий)

26 января 2008 года по телевидению велась трансляция концерта, посвященного 70-летию со дня рождения Владимира Высоцкого. Большее издевательство над памятью этого выдающегося человека трудно себе представить. На передаче собрался весь современный попсовый (не только в музыкальном смысле) бомонд. Чего стоит хотя бы то, что вел концерт Владимир Познер!

Сколько фальши слышалось в их "воспоминаниях" о Владимире! Как напыщенно и неискренне говорили о его абсолютной искренности и душевности люди с прожженными душами! Этот концерт больно было смотреть даже людям, "привыкшим" к бесконечному вранью этих продавцов "культуры".

Стихи и песни, наполненные глубочайшими человеческими  чувствами, исполнявшиеся Высоцким без какой бы то ни было рисовки, лицедеи от эстрады превратили в омерзительное шоу. Чего стоит то, что песню "Черное золото", написанную Владимиром Семеновичем о героическом труде шахтеров после его поездки на Донбасс и спуска в шахту, исполнял Сергей Шнуров со своим безобразным ансамблем "Ленинград"!

Не космос - метры грунта надо мной,

И в шахте не до праздничных процессий.

Но мы владеем тоже неземной

И самою земною из профессий!

Любой из нас - ну чем не чародей?

Из преисподней наверх уголь мечем.

Мы топливо отнимем у чертей -

Свои котлы топить им будет нечем!

Сценические глашатаи капитализма, конечно, не успевали повторять, что их друг не любил советскую власть. Что же, Владимир Высоцкий действительно не являлся сторонником того, что при Леониде Брежневе принято было называть "советской властью". И в этом нет ничего удивительного, даже мы, марксисты, считаем, что этот период истории советского государства не был прогрессивным, а наоборот, был периодом сползания СССР на капиталистический путь. Правда, и Сталина Владимир Высоцкий считал преступником. Здесь, пожалуй, можно заметить лишь то, что сознательная жизнь Владимира пришлась как раз на более "спокойный" период правления Брежнева, период, когда открытая борьба с контрреволюцией, саботажем, кулачеством и т. д., яростно разворачивавшаяся при Сталине, была позади, а более "спокойная и размеренная" жизнь, которая только и могла появиться благодаря победам в этой борьбе, уже воспринималась просто как данность.

Совершенно не соответствует действительности навязываемый "друзьями" миф о том, как советская власть "притесняла" Высоцкого. Он ни разу не попадал за решетку, его никогда не запрещали, он давал концерты по всему Советскому Союзу, совершенно легально выходили грампластинки с записями его концертов, он выступал в театре, снимался в кино, его песни звучали во многих фильмах. Наконец, ему никто не помешал жениться на французской актрисе Марине Влади, по личному распоряжению Брежнева ему выдали советский загранпаспорт, с которым Высоцкий объехал полмира, устраивая концерты в разных странах, записывая грампластинки со своими песнями под оркестр и давая многочисленные интервью иностранным журналистам.

Да, Высоцкий не был коммунистом, однако он смог навсегда вписать свое имя в классику мировой поэзии и музыки. Несмотря на негативное отношение к советской власти и Сталину, Владимир написал и исполнил множество замечательных песен о Великой Отечественной Войне.

Сегодня не слышно биенья сердец -

Оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец,

Подумать успев напоследок:

"На этот раз мне не вернуться.

Я ухожу, придет другой.

Мы не успели оглянуться -

А сыновья уходят в бой!"

Он преклонялся перед подвигом советских солдат, а не банд наподобие УПА, воевавших на стороне гитлеровцев.

Дамочки из упомянутого бомонда позволяли себе, фальшиво рассуждая на «духовные» темы, приписывать Владимиру Высоцкому даже веру в бога! Между тем, известно, что Владимир Семенович не верил в бога, хотя и часто использовал его имя в качестве художественного образа. И счастье всех этих «друзей», что он не видит и не слышит весь тот бред, который о нем говорили эти шоумены из его бывшего близкого окружения. Их счастье, что он больше не может взглянуть в их бессовестные глаза, они не смоги бы выдержать этот взгляд.

Вообще от просмотра концерта осталось впечатление, что эти лицедеи уже создали своеобразную «моду» на проведение вечеров памяти, и теперь штампуют их один за другим. Они, конечно, бесконечно произносили слова об «уникальности» и «неповторимости» Высоцкого, о том, что он такой у них только один, но делали это так, как делают каждый раз, когда поминают очередного «своего», первого, пятого, десятого, пятидесятого… Владимир, будучи умным человеком, в какой-то степени предсказывал, что устроят на его могиле. И хотя в песне буквально говорится о памятнике, который, кстати, был водружен, причем с воспроизведением мельчайших подробностей, указанных в песне, тем не менее, несложно догадаться, что смысл песни гораздо шире этого памятника, он пел об отношении людей к нему после его смерти. И чтобы проиллюстрировать это, приведу текст песни целиком:

Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез,-
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив "Ахиллес".
 
Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту,
И железные ребра каркаса
Мертво схвачены слоем цемента,-
Только судороги по хребту.
 
               Я хвалился косою саженью -
                               Нате смерьте! -
               Я не знал, что подвергнусь суженью
                               После смерти,-
               Но в обычные рамки я всажен -
                               На спор вбили,
               А косую неровную сажень -
                               Распрямили.
 
И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи,-
И не знаю, кто их надоумил,-
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.
 
Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мертвых мертвей,-
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей.
 
               Я при жизни не клал тем, кто хищный,
                               В пасти палец,
               Подходившие с меркой обычной -
                               Опасались,-
               Но по снятии маски посмертной -
                               Тут же в ванной -
               Гробовщик подошел ко мне с меркой
                               Деревянной...
 
А потом, по прошествии года,-
Как венец моего исправленья -
Крепко сбитый литой монумент
При огромном скопленье народа
Открывали под бодрое пенье,-
Под мое - с намагниченных лент.
 
Тишина надо мной раскололась -
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет,-
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.
 
               Я немел, в покрывало упрятан,-
                               Все там будем! -
               Я орал в то же время кастратом
                               В уши людям.
               Саван сдернули - как я обужен,-
                               Нате смерьте! -
               Неужели такой я вам нужен
                               После смерти?!
 
Командора шаги злы и гулки.
Я решил: как во времени оном -
Не пройтись ли, по плитам звеня?-
И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном
И осыпались камни с меня.
 
Накренился я - гол, безобразен,-
Но и падая - вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой,-
И, когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров все же
Прохрипел я похоже: "Живой!"
 
               И паденье меня и согнуло,
                              И сломало,
               Но торчат мои острые скулы
                               Из металла!
               Не сумел я, как было угодно -
                               Шито-крыто.
               Я, напротив,- ушел всенародно
                               Из гранита.

 

Вот так предсказывал поэт свою «жизнь после смерти». Вообще Владимиру Высоцкому принадлежат строки:

Кто кончил жизнь трагически – тот истинный поэт,

А если в точный срок – так в полной мере…

Нужно признать, что эти строки также оказались пророческими в отношении самого Владимира. Его смерть была трагической, и ушел он в 1980 году, в рассвете свой славы. 90-е годы не смогли испортить Владимира, т. к. он не дожил до них, уйдя из жизни в точный срок. Нам же он запомнился Человеком. Человеком со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. Человеком своего времени. Мы знаем и помним Владимира таким, каким он остался в наших сердцах, в своих песнях. И «модного», «попсового», «идеального», фальшивого и т. д. Высоцкого пусть оставят себе те, кто пытается сегодня создавать этот образ.

 

28.01.2008

Hosted by uCoz