Константин Луговой. ЛЕВЫЕ УКРАИНЫ – РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий лишь тем, что, с одной стороны, в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата; с другой стороны, тем, что на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом. (К. Маркс и Ф. Энгельс. «Манифест коммунистической партии»)

 

24-25 мая в г. Киеве пройдёт конференция «Будущее левых сил Украины», в которой примут участие члены различных политических партий, общественных организаций и групп, а может быть, и товарищи, не состоящие ни формально, ни фактически ни в одной из организаций или групп. В связи с этим хочу перед конференцией высказать своё видение ситуации и предлагаю другим участникам также сделать это, чтобы на конференцию мы съехались уже подготовленными и имели представление о различных взглядах и аргументах участников конференции. Начну с того, что недавно вышла хорошая статья тов. В. Шапинова «Контрафактные левые Украины». Она вышла на сайте http://communist.ru/root/archive/politics/false.left.of.ukraine. Каждому, кто будет принимать участие в работе конференции, необходимо ознакомиться с этой статьёй, т. к. она довольно неплохо описывает ситуацию на левом фланге политических сил Украины. Теперь о моём видении вопроса.

Среди более-менее значимых политических партий из тех, которые сегодня ещё называют себя левыми, можно выделить, пожалуй, 3: Коммунистическую партию Украины (КПУ), Социалистическую партию Украины (СПУ) и Прогрессивную социалистическую партию Украины (ПСПУ). Это своеобразные партии-маркеры, по которым можно судить о ситуации на левом фланге. Разберём эти партии в обратном порядке.

ПСПУ. Вышла из недр СПУ в результате разногласий между командами А. Мороза и Н. Витренко. По сути является, как и российская ЛДПР, партией «под конкретного лидера». Во время президентства Л.Д. Кучмы эта партия и фракция в Верховной Раде рядилась чуть ли не в ультралевые одежды, но при этом время от времени не забывала выполнять «высокие поручения» «высоких чинов». Очень высоких. После «пролёта» в Верховную Раду ПСПУ в 2002 году и трёх неудачных попыток Н.М. Витренко стать нардепом на довыборах в мажоритарных округах политическая смерть этой партии, казалось, вот-вот наступит. Но «помогли» президентские выборы 2004 года, когда сама Н.М. Витренко в первом туре «пролетела», но зато потом, наконец-то, открыла своё истинное лицо, открыто перейдя под покровительство Партии регионов. Пользуясь достаточно высокой поддержкой партии регионов в тот момент, накалённой событиями на майдане, Витренко получила сиюминутную выгоду в виде какого-то количества нахлынувших сторонников, и даже среди молодёжи. Сегодня можно уже совершенно определённо сказать, что ПСПУ сейчас выражает интересы российского капитала. Вы не найдёте в заявлениях и документах этой партии намерения уничтожить капиталистическую частную собственность на средства производства, зато найдёте материнскую заботу о «каноническом православии» как «стержне, которые являет собой единство славянских народов», а в лексиконе – такие выражения как «великая Россия», «с Россией навеки», «славянская семья» и т. д. Приверженность русскому национализму даёт нам все основания считать ПСПУ не левой, а правой партией. Ведь она при анализе политических и экономических вопросов исходит не из интересов того или иного класса, независимо от нации, а из каких-то эфемерных «интересов» нации, причём – русской. ПСПУ, как и Партия регионов, на своих акциях, наряду со своими партийными знамёнами, держит бело-голубо-красный триколор – имперский власовский флаг, что никак не может характеризовать ПСПУ как левую партию, а скорее, как российско-патриотическую и русско-националистическую.

СПУ. Была создана после запрета деятельности КПУ Президиумом Верховной Рады Украины в августе 1991 года. Планировалось, что СПУ будет действовать как организация коммунистов до отмены запрета деятельности КПУ, но даже после того, как запрет был снят решением Конституционного суда, СПУ не прекратила свою деятельность. Будучи председателем Верховной Рады Украины в 1994-1998 годах бессменный лидер СПУ А.А. Мороз не подписал принятое Верховной Радой Украины решение об отмене запрета КПУ. В принципе, СПУ никогда чётко не заявляла, что она против частной собственности на средства производства. Часто бравируя словом «социализм» в своих программных документах, она подменяла научное значение этого слова, понимая под ним так называемый «европейский социализм» по примеру Швеции. Т. е. фактически СПУ своей целью видела не социализм как таковой, а капитализм с повышенным уровнем социальной защищённости.

Со вступлением в так называемый «социалистический интернационал» (в современной левой литературе есть авторы, оспаривающие факт приобретения СПУ статуса полноправного члена социнтерна) эта партия полностью стала играть по правилам этой организации. Как известно, сегодняшний социалистический интернационал представляет собой сборище политических шулеров, включая ведущих политиков западной Европы, осуществляющих в своих странах антисоциальные реформы, любящих называть себя левоцентристами и исповедывающих идеи «капитализма с человеческим лицом». Но ведь капитализм – он и в Африке капитализм, т. е. общественный уклад, в котором существует частная собственность на средства производства, а политическая власть принадлежит классу частных собственников, эксплуатирующих класс наёмных работников. И даже если ему с помощью косметических реформ придать «человеческий» вид, то эксплуатация наёмного труда от этого никуда не денется. Наоборот, она станет ещё более изощрённой ввиду своей завуалированности. Так вот, наши «товарищи» из СПУ нисколько не стесняются того, что вступили в откровенно буржуазную международную структуру, более того, они этим очень гордятся и всячески рекламируют идеи Социнтерна в Украине.

«Моментом истины» для СПУ, как и для ПСПУ, стала кампания по выборам Президента Украины в 2004 году. Только если Н.М. Витренко показала, что она сохранила верность клану Януковича-Кучмы, то А.А. Мороз примкнул к оранжевым «революционерам», выменяв для своей партии 3 министерских кресла, несколько губернаторских и одно кресло председателя Фонда Государственного имущества Украины в обмен на политическую лояльность СПУ оранжевому режиму. Не исключено, что в Верховной Раде нового созыва Сан Саныч получит и для себя лично лакомый кусок – кресло Председателя Верховной Рады Украины. Вообще деятельность членов СПУ на правительственных должностях, безусловно, заслуживает внимания. «Социалистка» В. Семенюк, будучи Председателем Фонда Госимущества Украины, отдаёт из государственной собственности в частные руки металлургический гигант – «Криворожсталь»; «социалист» Ю. Луценко, будучи министром внутренних дел Украины, не довёл до логического завершения ни одно громкое дело о крупных финансовых махинациях, вымогательствах, убийствах и т. д., зато во время его восседания в министерском кресле в тюрьмах томятся посаженные при Януковиче левые активисты, осуждённые по «Одесскому делу»; «социалист» С. Николаенко, будучи министром образования и науки Украины, толкает систему образования Украины в болонское болото ещё усерднее, чем его одиозный предшественник на этом посту В. Кремень.

Теперь о КПУ. Была зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины в 1993 году после I Съезда, прошедшего в Макеевке и Донецке. После регистрации в неё перешла значительная часть СПУ. С самого момента регистрации добивалась отмены запрета КПУ, действовавшей с 1918 до 1991 года, и таки добилась. Практически вся «идеология» партии до 1998-1999 года строилась исключительно на ностальгии по СССР и его строю. После 1999 года происходит резкий поворот к «вростанию» партии в систему. Если раньше тех, кто говорил о революционной деятельности, пытались не замечать, то теперь – открыто осуждают и исключают из партии как «вредных элементов». Всё чаще ЦК и лично П.Н. Симоненко говорят о «честном бизнесе» и о том, что в лице КПУ он получит «надёжного защитника». Принятое ЦК КПУ решение «извиниться» перед церковью за «преступления» Советской власти против неё переросло в защиту «канонического православия» от других религий, а фактически, и от атеизма тоже. Партия стала полностью походить на западные партии парламентского типа, её жизнь активизируется лишь от выборов к выборам. Лишь в буржуазной машине выборов видит КПУ единственный «путь к власти», причём не для рабочего класса, а для КПУ. В среде руководства КПУ всё чаще звучат фразы наподобие «рабочего класса сегодня нет» и т. д. и предложения считать своей социальной базой не рабочий класс, а «честных предпринимателей». Это и многое другое даёт основания считать, что КПУ также является партией мелкого и среднего капитала, но не партией рабочего класса (кстати, в последнее время она себя так даже и не называет, предпочитая величать себя «партией всего народа» или ещё какой-нибудь подобной чушью).

Как видим, среди более-менее весомых политических партий Украины нет настоящей коммунистической партии, основывающей свою деятельность на марксистском анализе современного классового общества и действующей по-революционному, умело маневрируя и совмещая собственно революционную деятельность с легальной деятельностью для усиления революционной. Что же мы видим в среде молодёжных организаций?

Понятно, что откровенно буржуазные молодёжные организации нас в данной статье не интересуют. А интересуют те, которые декларируют левую политику. Подавляющее большинство из них – это «молодёжки» политических партий. Например, Ленинский коммунистический Союз молодёжи Украины (ЛКСМУ) – «молодёжка» КПУ, Молодая Гвардия – «молодёжка» ПСПУ, Социалистический конгресс молодёжи – раньше был «молодёжкой» СПУ, потом его руководство продалось СДПУ(о), а сейчас и вовсе о нём не слышно. Понятно, что эти организации действуют под копирку соответствующей партии, поэтому их отдельному анализу в данном случае подвергать бессмысленно.

Но есть молодёжные организации, не относящиеся к политическим партиям. В первую очередь, это различные анархистские организации: Революционная конфедерация анархистов-синдикалистов (РКАС), «Автономное действие» и другие. Направление этих организаций уже говорит само за себя, т. е. фактически их и организациями назвать трудно, они скорее походят на клубы единомышленников. Есть организации, занимающиеся лишь организацией культурных акций более или менее левого направления. Такой организацией, к примеру, в Донецке является «Обойма». Есть молодёжная организация «Че Гевара», которая была организована, в основном, бывшими активистами ЛКСМУ, не согласными с оппортунистической позицией руководства ЛКСМУ и КПУ, сейчас в организацию приходят новые люди, не связанные с ЛКСМУшно-КПУшным прошлым. Эта организация за короткое время своего существования уже сумела достаточно серьёзно зарекомендовать себя как в уличных акциях в Украине, так и на арене международного коммунистического движения.

Есть также некие группы марксистов, объединившиеся вокруг того или иного печатного или электронного органа. Например, так называемая группа «Против течения», communist.ru, contr.info. Такие группы нигде не зарегистрированы, однако они ведут большую революционную работу среди класса наёмных работников, готовя этот класс к организации в политическую партию и к революционным выступлениям.

Есть также совсем маленькие группки, называющие себя марксистскими кружками, и занимающиеся теоретическим изучением марксизма. Они практически никогда не принимают участие в организуемых сегодня протестных акциях, зато зачастую лучше подготовлены теоретически, чем некоторые участники таких акций.

Ясно одно. Сегодня в Украине нет единого «центра», вокруг которого координировалась бы революционная работа коммунистов. В то же время, наблюдается несколько автономных группок, ведущих работу в правильном направлении. Не секрет, что революция – вещь очень сложная, в ней можно победить, действуя сообща по единому плану, но будучи разрозненными, из революции можно лишь сделать фарс.

Очевиден вывод, что перспектива левого движения Украины – в создании политической партии класса наёмных работников, в которой объединились бы, в том числе, и известные сегодня марксисты. Эта партия должна быть призвана воспитывать классовое сознание в рабочих и быть их организатором в классовой борьбе. Эта партия должна вести революционную работу, используя в то же время и все возможные легальные методы работы. Необходимость создания этой партии у меня лично не вызывает никаких сомнений.

Но есть сомнения в том, что уже сегодня назрели условия для образования такой партии. Как марксисты, мы должны понимать, что марксистская партия должна быть не «партией для рабочих», обещающей рабочим рай в случае победы, а должна стать партией рабочих, где сами рабочие ведут борьбу и не перепоручают своё будущее некой «группе благодетелей». А как раз рабочих в сегодняшнем коммунистическом движении не так уж и много. Поэтому создание марксистской партии видится не в самой ближайшей перспективе. Но это не значит, что, скажем, года через два-три условия для создания партии не могут созреть. Могут, и к этому нам нужно быть готовыми.

Что же видится в самой ближней перспективе? Непартийное объединение марксистов. Оно вполне может быть на базе какого-то органа, к примеру, communist.ru. А ещё лучше – вокруг регулярно издаваемой классовой газеты. Дело в том, что журнал «Против течения» во-первых, выходит, к сожалению, нерегулярно. А во-вторых, несмотря на  правильную марксистскую линию, его материалы абсолютно неприемлемы для неподготовленных в марксизме людей. А нам нужен как раз такой печатный орган, с которым мы могли бы выходить к рабочим, и где практически «с нуля» освещались бы вопросы революции. Таким органом является газета «Время революций», и если бы эту газету удалось сделать а) всеукраинской и б) не принадлежащей ВСР, то вокруг этой газеты вполне можно было бы строить нашу совместную работу. Такое непартийное объединение должно в ходе своей повседневной деятельности вести подготовительную работу к созданию революционной политической партии класса наёмных работников.

 

18.06.2006

Hosted by uCoz