ИНТЕРВЬЮ ГАЗЕТЕ ХИМИЧЕСКОГО
ФАКУЛЬТЕТА ДонНУ «ХИМВЕСТНИК».
Костя, сегодня «ХимВестник» пришел по
твою душу не случайно. Говорят, твой портрет выставлен на всеобщее обозрение на третьем этаже главного корпуса?
Есть такое дело.
И как давно?
Примерно с марта этого года.
И что у тебя там под портретиком написано?
Стипендиат Донецкого облсовета.
Это сколько в денежных знаках?
Не знаю, мне эту стипендию только в конце года дадут.
И за что тебя, Костя, так отметили?
За то, что в прошлом году я предложил дозатор твёрдых проб для
атомно-абсорбционной спектроскопии.
Это такая уникальная разработка?
Во всяком случае, упоминаний об её аналогах я не встречал ни в литературе библиотек города, ни в интернете. Может, кто-нибудь и занимался изобретением подобных вещей, но я таких данных не нашел. Этот дозатор позволяет отбирать для анализа
равные порции сыпучих анализируемых
веществ. Причем малой массы. Сейчас
он, например, отбирает пробы почвы
массой около 0,0038 г.
Этот дозатор может иметь широкое применение?
Вполне. В
нынешнем году я выполнил курсовую работу на
тему «Определение свинца в твердых
пробах почв». Суть работы состояла в
сравнении данных, полученных
классическим методом, который входит
в ГОСТ - кислотное вскрытие, переведение
в раствор, - и результатов анализа
твердых проб. Согласно с проведенными
в итоге расчётами по статистическим критериям, данные анализа твёрдой пробы статистически корректны. Т. е. и первый, и второй способы показывают одно и тоже содержание компонента в отобранных образцах.
Ну а, помимо курсовой, какой еще научной тематикой ты занимался?
Честно говоря, до того, как в середине третьего курса мы прошли распределение по кафедрам, я особо никакой научно-исследовательской деятельностью не занимался. Как только я попал под начало Антонины Сергеевны Алемасовой, она мне предложила заняться
разработкой методики атомно-абсорбционного анализа твёрдых проб. Для этого необходимо было применять такой или подобный дозатор.
Но очень скоро оказалось, что этого зверя, по-видимому, в природе просто нет. И тогда я его сотворил сам.
После чего занимался поиском и обобщением литературных данных по проблеме. А также - проверкой результатов анализа твёрдых проб. Вышло так, что одновременно эксперименты явились боевым крещением для новоизобретенного дозатора.
Пришлось просмотреть внушительный
объем теоретического материала, не говоря
уже, что экспериментальная деятельность
всегда отнимает уйму времени.
Получается, научная деятельность отнимает практически все время студента,
который успешно учится и будет получать стипендию облсовета?
Ну, не всё, конечно. Остается время для личной жизни и общественной работы. Просто, когда ты
чем-то одним занят, то редко
думаешь о параллельных проблемах. Стараешься завершить, довести до ума что-то одно, а потом уже переключаться на другое.
Костя, я знаю, ты музыкант.
Да, я 9 лет занимался в
музыкальной школе по классу фортепиано. Кроме того, я еще гитарист и аккордеонист самоучка.
А на бутылках играть умеешь?
Думаю, мне не долго придется учиться (смеётся).
Успевающий студент, музыкант, я знаю, ты ещё и автолюбитель, и вдобавок ко всему - журналист. Сколько же у тебя еще талантов, признайся?
Ну, ещё я лобзиком люблю выпиливать.
Ты человек, который кое-чего добился в жизни. Как к тебе в группе
относятся сокурсники? Пользуешься авторитетом?
Ну, это ж не мне судить.
Есть люди, которые прислушиваются к твоему мнению?
Это в зависимости от того, в каких вопросах.
Расскажи нашим читателям немного о
том, как ты стал президентом.
Наш преподаватель
политологии, Валерий Петрович Чухно,
который использовал такой метод активного
обучения, как президентские выборы в
группе (по сути, это деловая игра).
У нас за пост президента Украины изъявило желание побороться три кандидата. Они выступили перед группой со своими предвыборными программами. После дебатов по программным требованиям каждого кандидата было проведено рейтинговое голосование. И по его итогам меня
выбрали президентом.
Зная тебя, Костя, могу сказать, что ты человек, который звёзд с неба не хватает... В хорошем смысле этого выражения... Ты стараешься добиться того, чего
можно достигнуть на данный момент. Реализовать
только реальные возможности, которые
перед тобой открыты в данный момент...
...Не нереальные ж идеи мне реализовывать...
...Тогда, скажи, Костя, какие реальные возможности были изложены в твоей программе? Благодаря чему
ты добился поддержки группы на выборах?
В программе, которую я предложил, основные пункты были разбиты на несколько групп:
внешняя политика, внутренняя
политика, приоритеты в развитии экономики. Что касалось, конкретно, молодежи
- там было такое требование, как предоставление
первого рабочего места молодым
специалистам, выпускникам ВУЗов. Также - увеличение количества бюджетных мест в ВУЗах. Особенно по тем специальностям, в которых нуждается экономика...
Биологи, химики, физики, металлурги...
Да. И прочие. Т. е. для того, чтобы реально поднять экономику,
нужны квалифицированные кадры в этих
конкретных отраслях. Внешняя политика. Решительный отказ от
заигрываний с НАТО. Тогда, правда, еще не
был настолько актуален вопрос вывода
нашего военного контингента из Ирака: это
происходило в прошлом семестре.
Интеграция на Восток, поддержка и вступление в Единое Экономическое Пространство.
Также среди пунктов программы было
уменьшение доли частного сектора в экономике (на первом этапе), национализация
банков. Финансовая поддержка науки и
наукоемких отраслей. Это основное. Пунктов было, конечно же, больше.
А твои оппоненты. С какими программами
они выступали?
С разными
экзотическими. Один выступал за легализацию «легких» наркотиков и проституции.
В качестве панацеи от всех экономических проблем предлагал просто осуществлять денежную эмиссию...
Экономически «подкованный» кандидат
попался!..
Точно. Другой мой оппонент, выступая, якобы, от «Партии Регионов», воткрытую говорил, что
рассчитывает на поддержку админресурса. У этого никаких особых требований не
было.
Как распределились голоса?
За меня - 8, за наркотики и проституцию - 6,
за админресурс - ...что-то совсем мало, я уже и не помню, сколько. Ну, и
мы втроем, кандидаты, не голосовали.
О том, как на химфаке выбирали тебя, мы поговорили. Костя, а почему ты выбрал химфак? Не было мыслей поступить куда-либо еще?
Нет, я хотел поступить только на химический факультет. Хотя мои родители хотели, чтобы я
поступал в медуниверситет.
С чего началось твое такое приязненное отношение к химии? Или, с кого...
Ну, конечно же,
мне понравился предмет. Кроме того,
действительно, у нас в ОШ №55 в Горловке был прекрасный преподаватель химии, Ирина Викторовна Родыгина. Она сейчас кандидат педагогических
наук, работает в Донецком институте
последипломного образования.
Костя, как ты думаешь, в химии еще остались белые пятна,
или она уже изучена вдоль и поперек?
Несомненно, вопросов, над которыми лучшие умы мира ломают головы, в химии еще масса.
Но наука все еще таит в себе какую-то романтику открытия совершенно неведомого, или современная научная деятельность сводится только к уточнению известных данных?
Приведу один только пример. Предыдущий заведующий кафедрой аналитической химии Иван Алексеевич Шевчук,
в частности, разработал способ
экстракции многозарядных комплексов. До него считалось, что такие комплексы вообще не подвергаются экстракции. Иван Алексеевич подумал, что они бы должны,
комплексы эти, экстрагироваться
аминами. Рассчитал это все физически,
математически, стереохимически. Потом
проверил на практике - оказалось, действительно он был прав. Вот только один небольшой пример, как в пределах примерно
одного поколения может кардинально меняться
представление о каких-либо природных явлениях, научных проблемах,
буквально, в мировом масштабе. И это только
то, что я сейчас навскидку вспомнил.
Причем, только у нас на факультете.
Костя, насколько я понимаю, наш факультет немало каких
успехов в свое время добился, в том числе и
на мировом уровне. Ты когда-нибудь
собирал материалы о славной истории
химфака ДонНУ?
Нет, ты знаешь, специально я этому время никогда не уделял, ни в библиотеке ДонНУ, ни на
факультете никаких таких сведений я, наверное, к сожалению, не собирал. Просто иногда
слышал на занятиях, в лабораториях какие-то отдельные рассказы. А больше -
ничего.
Как считаешь, нужно бы истории факультета посвящать какие-нибудь занятия?
Да. Скорее всего, пару лекций в семестр нужно было бы проводить, на которых бы студентам
рассказывали о наших преподавателях,
их успехах. Успехах самих студентов, в конце
концов. Думаю, это сильно подстегнёт
желание, не дожидаясь, грубо говоря,
дипломной работы, начинать самостоятельные какие-то исследования. Нет, понятное дело, не то, чтобы совсем уж самостоятельно. Под руководством преподавателей. На каждой кафедре открыты определенные
рабочие темы. Зачастую, в дополнительной
помощи потребность всегда есть. К
учебе это, конечно, должно тоже существенно
поднять интерес.
Костя, у тебя множество способностей, помимо химии. Английский ты знаешь очень неплохо. «Президентские» выборы тебе удаются. Журналистика уже даже перестала быть хобби. Это не означает, что теоретически, ты бы мог закончить ВУЗ и успешно трудиться на научном поприще по любой из этих специальностей?
Вовсе нет. На самом деле я считаю, что каждый современный образованный культурный человек
просто обязан знать иностранный язык, хорошо разбираться в политике и уметь
работать на компьютере. Но требование, выдвигаемое XXI веком и эпохой информации, профессионально разбираться в некоторых приоритетных областях знаний, вовсе не означает, что для этого нужно обязательно, допустим, ту же политику, выбирать в качестве основной профессии. Если честно, для меня политология, журналистика и многие другие гуманитарные специальности - вообще не
профессия.
Даже так?
Ну, или, в любом
случае, это профессии не для меня. Я -
химик. Точка.
Ну, и несколько вопросов напоследок. Журналистика у тебя много времени отнимает?
Так, это ж, в зависимости от настроения и вдохновения. Когда больше, когда меньше.
Считаешь, «ХимВестник» - свободная газета?
Вообще-то, сейчас свободных газет не бывает. Но, относительно, конечно, да.
Есть
положительный момент, что к вам можно обратиться каждому. И вне зависимости от точки
зрения, рассчитывать быть напечатанным.
Лозунг у нас такой - «Пусть каждый будет услышан!». А теперь ответь мне, пожалуйста, на такой вопрос, почему в газету своего факультета не
пишешь?
Так, то никак не соберусь. То с тематикой не определюсь. Не моя, слегка
тематика.
Будем надеяться, еще напишешь! И что это не последнее твое интервью.
Твое - тоже.
Были б герои. Слава всему, чему только можно - они есть.
Беседовал Максим Лакомов.
27.05.2004.
Впервые опубликовано в газете «ХимВестник» №2(7),
05.2004 под заголовком «Не последний герой».
P.S.: При
публикации статьи редактором «ХимВестника» внесены в текст значительные исправления.
Печатается по опубликованному тексту.