ИНТЕРВЬЮ
УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ГАЗЕТЕ «ФАКТИ ТА ПОДІЇ» О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Ваши впечатления от педагогической практики?
Практика моя проходила в экстремальных
условиях. На то время школа «страдала» дефицитом кадров в отрасли химии.
Поэтому именно на нас (а нас было 7
практикантов) легла вся ответственность. Мне достался 9-й класс. Такие себе ребята и девчата, совсем разные по характеру
и по проценту уже накопленных знаний. Однако я подходил к ситуации объективно.
Если видел, что ученик добросовестно относится к предмету, то старался подобные
«жесты» отмечать и соответственно оценивать. Несомненно, если ученик добросовестный,
это совсем не значит, что он хорошо разбирается в химии и учится лучше других.
Но, как говорят, Сольери не менее
известен, чем Моцарт. Поэтому
настойчивость и многочасовой труд дают определённый опыт, более того –
своеобразный приобретённый талант. Хотя был ученик, который пытался совсем меня
не воспринимать, но контрольные писал достаточно
хорошо. И я соответственно оценивал его знания, не принимая во внимание
собственные симпатии или антипатии.
Итак, школа – родная стихия. Педагогическая практика
целиком оправдала ваши представления и вы и дальше
хотели бы здесь осесть?
Не совсем так. С одной стороны, на
протяжении практики у меня сложились позитивные впечатления. Я искренне увлёкся
профессией учителя и даже с особенной инициативой водил учеников в музей
«Донбасс непокорённый», где проводились мероприятия, посвящённые Дню
освобождения Донбасса. Нам даже была выражена благодарность от декана. Ведь, по
сути, мы полностью отвечали за качество преподавания химии. С другой стороны, в
будущем я бы не хотел «связываться» со школой. И не потому, что работа не
интересная (я бы с удовольствием работал в сфере образования), а из-за
заработной платы. Это же смешно – оклад учителя высшей категории составляет 180 гривен в месяц!
Как вы охарактеризуете общую ситуацию в школе?
Положение с каждым годом ухудшается. Я
сам недавно был школьником и прекрасно помню школьную жизнь. Сравнивая то, что
было, с тем, что увидел сейчас, создаётся разительный контраст.
Интеллектуальный уровень учеников снижается, относительно большой процент не
считает необходимым ежедневное посещение школы, что в конечном варианте
приводит к хулиганству. И это вполне естественно. Человек с ещё совсем не
сформированным сознанием вместо того, чтобы учиться, быть, в первую очередь,
человеком в стенах школы, болтается по закоулкам, занимаясь неизвестно чем.
Таким уже ни до чего дела нет. Они могут нагрубить даже завучу и усом не
поведут.
Каковы ваши пожелания относительно проведения
педагогической практики?
Было бы намного эффективнее, если бы за
педпрактику студентам давали какой-нибудь «гонорар». Пусть это даже не будет
такая «большая» сумма, как заработная плата учителя. В случае оплаты труда отношение
к практике со стороны студентов было бы совсем иным. Вряд ли мне кто-нибудь
возразит, если я скажу, что подобная «политика» имела бы основательные
позитивные подвижки в отрасли методов проведения педагогической практики.
Беседовала
Анна Павленко.
28.11.2003.
Впервые
опубликовано в газете «Факти та
події» №40(114), 12.2003; тир. 1000 экз.