КАКИМ Я ВИЖУ НАСТОЯЩЕГО УЧИТЕЛЯ.

 

(университетское сочинение по курсу «педагогика»)

 

Труд учителя, несомненно, является одним из самых благородных на Земле. Ведь учитель должен и дать ученику прочные знания, и воспитать его настоящим человеком.

Поэтому любой учитель сам должен быть, прежде всего, человеком. Учитель всегда должен уважать своих учеников, уважать их мнение, видеть в каждом из них личность. Он всегда должен помнить, что из каждого мальчика и из каждой девочки, сидящих в большой аудитории, вырастет человек и гражданин.

Не подлежит никакому сомнению, что учитель должен превосходно знать свой предмет. Ведь если школьный учитель не сможет дать ответ на поставленный учеником вопрос по предмету, он не будет иметь авторитета. А для этого настоящий учитель не остановится на том, что он когда-то выучил в университете, а будет всю жизнь глубже познавать новое, то, что даёт человечеству наука.

Учителю не должен быть присущ консерватизм. Учитель должен быть адсорбентом всего нового: нового в своей науке, в методике преподавания, в жизни. Особенно это касается преподавателей точных наук. Ведь наука и техника никогда не стоят на месте. И чем интереснее учитель будет излагать материал, тем интереснее детям будет на его уроках, тем легче они смогут этот материал усваивать.

Однако учитель не только должен превосходно преподносить материал, он должен готовить будущих взрослых людей к тому, что им всю жизнь придётся учиться, постигать, познавать. Для этого нужно давать самостоятельные задания, но нужно предварительно заинтересовать ученика, чтобы он сам захотел поскорее узнать результат. Эти задания, конечно же, всегда должны быть интересными, чтобы ребёнок подходил к ним творчески, а не как к ещё одной обузе.

Но кроме обучения и образования педагогика несёт в себе ещё и воспитательную функцию. И она не менее важна, чем две предыдущих.

В этом аспекте учитель никогда не должен избегать или затушёвывать жизненных вопросов учеников, вопросов «не по предмету». Наоборот, учитель должен так себя зарекомендовать, чтобы ученики доверяли ему и хотели с такими вопросами идти к нему, а не на улицу. При этом, конечно же, учитель ни в коем случае не должен предавать доверие учеников. Он всегда должен уметь принять верное решение в той или иной ситуации. Конечно же учитель должен быть хорошо знаком с особенностями возрастной психологии учеников.

Объективность в оценке работы учеников – вот ещё одно необходимое требование к учителю. Ведь только в том случае, если учитель будет объективен, ученики научатся трудиться для достижения цели, они узнают, что в тяжёлой взрослой жизни всё постигается в труде. А трудолюбие необходимо воспитывать в человеке с самого детства.

Если ученик не усвоил какой-то материал, учитель должен, проанализировав причины неподготовки, думать над тем, как ему помочь, ни в коем случае нельзя унижать его и подшучивать над ним, ещё и при всём классе, как это делают некоторые, с позволения сказать, учителя. Вообще унижать ученика учитель не должен ни при каких обстоятельствах.

Так как ученики часто берут пример со своих учителей, последние должны иметь все качества, которые они воспитывают в учениках. Учитель должен быть аккуратным, опрятным, вежливым, добросердечным, внимательным, исполнительным, рассудительным, мудрым, честным и порядочным.

Учитель никогда не должен говорить ученику «это меня не касается», ведь, может быть, ученик видит в помощи учителя свою последнюю надежду. Учитель всегда и во всём должен стараться помочь нуждающемуся в его помощи ученику.

Также совершенно необходимо развивать в учениках гражданское сознание, ведь очень часто власть использует политическое невежество молодёжи в своих корыстных целях. А этого допускать нельзя.

Подводя итог, я ещё раз хочу сказать, что учитель должен быть не только преподавателем той или иной учебной дисциплины, но и воспитателем. Поэтому быть человеком – вот что главное для учителя. Нужно везде и во всём проявлять добросердечность, гуманизм и справедливость. А добродетели должны быть тем, с чем ученики отождествляли бы учителя.

 

8.09.2002.

 

Hosted by uCoz